Ответы на вопросы, вносимые на государственный экзамен по дисциплине “Финансовый менеджмент”

7. Управление оборотными активами предприятия

Управление оборотными активами составляет наиболее обширную часть операций финансового менеджмента.

Виды оборотных активов:

а) Запасы сырья, материалов и полуфабрикатов. Этот вид оборотных активов характеризует объем входящих материальных их потоков в форме запасов, обеспечивающих производственную деятельность предприятия.

б) Запасы готовой продукции. Этот вид оборотных активов характеризует объем выходящих материальных их потоков в форме запасов произведенной продукции, предназначенной к реализации. В практике финансового менеджмента к этому виду оборотных активов добавляют обычно объем незавершенного производства (с оценкой коэффициента его завершенности по отдельным видам продукции в целом). При значительном объеме и продолжительности цикла незавершенного производства его выделяют в процессе финансового менеджмента в отдельный вид оборотных активов.

в) Дебиторская задолженность. Она характеризует сумму задолженности в пользу предприятия, представленную финансовыми обязательствами юридических и физических лиц по расчетам за товары, работы, услуги, выданные авансы и т.п.

г) Денежные активы. В практике финансового менеджмента к ним относят не только остатки денежных средств в национальной и иностранной валюте (во всех их формах), но и сумму краткосрочных финансовых вложений, которые рассматриваются как форма инвестиционного использования временно свободного остатка денежных активов (так называемый "спекулятивный остаток денежных средств").

д) Прочие виды оборотных активов. К ним относятся оборотные активы, не включенные в состав вышерассмотренных их видов, если они отражаются в общей их сумме (расходы будущих периодов и т. п.).

Политика управления оборотными активами предприятия разрабатывается по следующим основным этапам:

На первом этапе анализа рассматривается динамика общего объема оборотных активов, используемых предприятием.

На втором этапе анализа рассматривается динамика состава оборотных активов предприятия в разрезе основных их видов, оценивается их ликвидность.

На третьем этапе анализа изучается оборачиваемость отдельных видов оборотных активов и общей их сумме. Этот анализ проводится с использованием показателей - коэффициента оборачиваемости и периода оборота оборотных активов.

На четвертом этапе анализа определяется рентабельность оборотных активов, исследуются определяющие ее факторы.

На пятом этапе анализа рассматривается состав основных источников финансирования оборотных активов - динамика их суммы и удельного веса в общем объеме финансовых средств, инвестированных в эти активы.

Результаты проведенного анализа позволяют определить общий уровень эффективности управления оборотными активами на предприятии и выявить основные направления его повышения в предстоящем периоде.

Теория финансового менеджмента рассматривает три принципиальных подхода к формированию оборотных активов предприятия - консервативный, умеренный и агрессивный.

Консервативный подход к формированию оборотных активов предусматривает не только полное удовлетворение текущей потребности во всех их видах, обеспечивающей нормальный ход операционной деятельности, но и создание высоких размеров их резервов на случай непредвиденных сложностей в обеспечении предприятия сырьем и материалами, ухудшения внутренних условий производства продукции, задержки инкассации дебиторской задолженности, активизации спроса покупателей и т. п. Такой подход гарантирует минимизацию операционных и финансовых рисков, но отрицательно сказывается на эффективности использования оборотных активов - их оборачиваемости и уровне рентабельности.

Умеренный подход к формированию оборотных активов направлен на обеспечение полного удовлетворения текущей потребности во всех видах оборотных активов и создание нормальных страховых их размеров на случай наиболее типичных сбоев в ходе операционной деятельности предприятия. При таком подходе обеспечивается среднее для реальных хозяйственных условий соотношение между уровнем риска и уровнем эффективности использования финансовых ресурсов.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.