Ответы на вопросы, вносимые на государственный экзамен по дисциплине “Деньги. Кредит. Банки”

Экономическая роль рынка ссудных капиталов заключается в его способности объединить мелкие, разрозненные денежные средства в интересах всего капиталистического накопления. Это позволяет активно воздействовать на концентрацию и централизацию производства и капитала.

Функции рынка ссудных капиталов определяются его сущностью и ролью, которую он выполняет в системе капиталистического хозяйства, а также задачами по воспроизводству капиталистических производственных отношений.

Выделяют следующие основные функции рынка ссудных капиталов:

- обслуживание товарного обращения через кредит;

- аккумуляция денежных сбережений предприятий, населения, государства, а также иностранных клиентов;

- трансформация денежных фондов непосредственно в ссудный капитал и использование его виде капвложений для обслуживания процесса производства;

- обслуживание государства и населения как источников капитала для покрытия государственных и потребительских расходов;

- ускорение концентрации и централизации капитала, содействие образованию мощных финансово-промышленных групп.

11. Рынок ценных бумаг. Понятие и классификация

Рынок ценных бумаг как экономическая категория представляет собой сферу экономических отношений, связанных с куплей-продажей ценных бумаг.

Рынки подразделяются на первичный и вторичный, биржевой и внебиржевой. Все названные рынки в определенной степени и противостоят и дополняют друг друга. Обусловлено это тем, что, выполняя общую функцию по торговле и обращению ценных бумаг, они используют специфические методы их отбора и реализации.

Первичный рынок ценных бумаг - это рынок, который обслуживает выпуск (эмиссию) и первичное размещение ценных бумаг.

Вторичный рынок представляет собой рынок, где производится купля-продажа ранее выпущенных ценных бумаг.

По организационным формам различают - биржевой (фондовая или валютная биржа) и внебиржевой рынок.

Если через первичный оборот осуществляется финансирование воспроизводственного процесса, то на бирже с помощью скупки акций идут формирование и перетасовка контроля между различными финансовыми группами.

Внебиржевой рынок - сфера обращения ценных бумаг, не допущенных к котировке на фондовых биржах. На внебиржевом рынке размещаются также новые выпуски ценных бумаг. Внебиржевой рынок организуется дилерами, которые могут быть или не быть членами фондовой биржи. Внебиржевой рынок ценных бумаг проводится по телефону, телефаксу, компьютерным сетям. Он занимается главным образом ценными бумагами тех акционерных обществ, которые не имеют достаточного количества акций или доходов для того, чтобы зарегистрировать (пройти листинг) свои акции на какой-либо бирже

Особенность биржи состоит в том, что значительная часть операций проводится посредством индивидуальных инвесторов, хотя одновременно идет процесс монополизации этих операций кредитно-финансовыми институтами. И, наоборот, на первичном рынке действует коллективный вкладчик в лице крупных кредитно-финансовых институтов, прежде всего коммерческих банков, страховых компаний, пенсионных и инвестиционных фондов.

Первичный рынок, обладающий собственными методами размещения, представляет собой самостоятельный, довольно сложный и разветвленный механизм. Однако этот механизм в отличие от биржи не имеет собственного определенного места торговли ценными бумагами. Особенность первичного рынка заключается также в том, что он пропускает через себя новые выпуски акций и облигаций, которые затем при их последующей покупке и перекупке уходят на фондовую биржу. Но подавляющая часть новых облигаций не возвращается на биржу и находится в руках (активах) кредитно-финансовых институтов.

Фондовая биржа представляет собой традиционно постоянно действующий рынок ценных бумаг с определенным местом и временем по продаже и покупке ранее выпущенных ценных бумаг. Она является важным элементом современного экономического механизма.

Перейти на страницу:
9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.