Ответы на вопросы, вносимые на государственный экзамен по дисциплине “Деньги. Кредит. Банки”

9. Формы и виды кредита

В зависимости от ссужаемой стоимости целесообразно различать следующие формы кредита:

Товарная форма исторический сложилась раньше денежной. В современной практике товарная форма кредита используется при продаже товаров с отсрочкой платежа, при аренде имущества, прокате вещей. Товарная форма кредита не является основополагающей.

Денежная форма кредита преобладает в современной экономике. Эта форма кредита используется как государством, так и его гражданами, а также и во внешнем экономическом обороте.

- Смешанная форма кредита. Если кредит был предоставлен в форме денег, а возвращен товаром или наоборот, то в этом случае действует смешанная форма кредита.

В зависимости от того, кто в кредитной сделке является кредитором, выделяются такие формы кредита:

банковская;

коммерческая;

государственная;

международная;

гражданская.

При международной форме кредита в кредитные отношения вступают те же участники, что при других формах: банки, предприятия, государство и население, однако отличительным признаком данной формы является принадлежность одного из участников к другой стране. Здесь одна из сторон - иностранный субъект.

Гражданская форма кредита основана на участии в кредитной сделке в качестве кредитора отдельных граждан, частных лиц. Гражданская (частная, личная) форма кредита может носить как денежный, так и товарный характер.

В зависимости от целевых потребностей заемщика выделяют две формы кредита:

- Производительная форма кредита связана с особенностью использования полученных от кредита средств. Этой форме кредита свойственно использование ссуды на цели производства и обращения, на производственные цели.

- Потребительская форма кредита в отличие от его производительной формы используется населением на цели потребления. Продажа в рассрочку с предоставлением потребительского кредита практикуется большей частью в отношении товаров длительного пользования. Эта форма кредита не направлен на создание новой стоимости, она преследует цель - удовлетворить потребительские нужды заемщика.

В отдельных случаях используются и другие формы кредита:

- Прямая форма кредита отражает непосредственную выдачу ссуды ее пользователю, без опосредуемых звеньев.

Косвенная форма кредита возникает, когда ссуда берется для кредитования других субъектов.

Явная форма кредита - кредит под заранее оговоренные цели

Скрытая форма кредита возникает, если ссуда имеет нецелевое использование.

Вид кредита - это более детальная его характеристика по организационно-экономическим признакам. В России кредиты классифицируются в зависимости от: стадий воспроизводства, обслуживаемых кредитом; отраслевой направленности; его обеспеченности; срочности кредитования; платности и др.

Кредит подразделяется на виды в зависимости от их отраслевой направленности. Когда кредит обслуживает потребности промышленных предприятий, то это промышленный кредит. Бывает также сельскохозяйственный кредит, торговый кредит. По отраслям делят кредиты и отдельные коммерческие банки.

Классификация кредита обусловлена также объектами кредитования. Объект кредитования может иметь или не иметь материально-вещественную форму. Заемщик берет ссуду необязательно для накопления необходимых ему товарно-материальных ценностей. Ссуда довольно часто берется под разрыв в платежном обороте, когда у предприятия временно отсутствуют свободные денежные средства, но возникают обязательства по разнообразным видам текущих платежей.

В зависимости от его обеспеченности. Обычно обеспеченность различают и по характеру, степени (полноте) и формам. По характеру обеспечения вселяют ссуды, имеющие прямое и косвенное обеспечение. Прямое обеспечение содержат, например, ссуды, выданные под конкретный материальный объект. Косвенное обеспечение могут иметь, например, ссуды, выданные на покрытие разрыва в платежном обороте.

Перейти на страницу:
7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.