Ответы на вопросы, вносимые на государственный экзамен по дисциплине “Деньги. Кредит. Банки”

- сокращение производства и темпов роста производительности труда, вызываемое экономическим кризисом и ухудшением общих условий воспроизводства;

- удорожание сырья, полуфабрикатов и высокие косвенные налоги, включаемые в цену продукции;

- социальный фактор, когда цены изменяются под влиянием инфляционных ожиданий, активной деятельности по социальной защите населения;

- монополистическое ценообразование;

- внешнеэкономический фактор - подорожание импортных товаров, в том числе мировых цен на сырье и энергоносители, и обесценивание национальной валюты.

Инфляции в зависимости от темпов роста цен бывает:

- ползучей - среднегодовой прирост цен составляет 5-10%, признается неизбежной для нормального развития рыночной экономики;

- галопирующей - в виде скачкообразного роста цен, когда среднегодовой темп прироста цен составляет от 10 до 50%;

- гиперинфляцией - высокие темпы роста цен (до 100% в год и более). Два последних вида инфляции характерны для развивающихся стран, переходящих от планово-распределительной системы к рыночной.

Инфляция оказывает отрицательное влияние на социально-экономическое положение в обществе и проявляется следующим образом:

- усиливает диспропорции в экономике.

создает условия для перелива капитала из производства в сферу обращения.

искажает структуру потребительского спроса.

нарушает емкость внутреннего рынка.

нарушает функционирование денежно-кредитной системы.

отрицательно сказывается на международных экономических отношениях.

обостряет процесс государственного финансирования.

- обостряет валютный кризис.

Денежные реформы - это преобразование денежной системы, проводимое государством для упорядочения и укрепления денежного обращения страны.

В условиях рыночной экономики без укрепления денежной системы добиться устойчивого экономического роста невозможно.

Радикальные денежные реформы, связанные с изменением принципов организации денежной системы ориентированы на долговременную стабилизацию денежной единицы.

Существующие денежные реформы подразделяются на четыре вида.

Нуллификация - аннулирование обесцененной и введение новой денежной единицы. Например, в Германии после первой мировой войны значительно обесцененная рейхсмарка была аннулирована. Одна новая марка, введенная в обращение в 1924 г., обменивалась на 1 трлн. старых рейхсмарок.

Нуллификация обычно проводится в стабилизационный период после гиперинфляции для восстановления доверия к национальной валюте.

Деноминация (изменение масштаба цен) - увеличение стоимостного содержания денежной единицы путем «зачеркивания нулей». Деноминация проводилась в СССР в 1961 г., когда деньги менялись в соотношении 1:10, и в России в 1998 г., когда деньги менялись 1:1000. Подобные меры не приводят к существенному преобразованию денежной системы и сводятся лишь к замене денежной единицы, что имеет в основном техническое значение, поскольку облегчает и упрощает счет, но не ведет к созданию устойчивой денежной единицы.

Девальвация - уменьшение стоимостного содержания денежной единицы.

Девальвация используется в целях укрепления конкурентных позиций стран на внешних рынках, улучшения состояния платежного баланса, привлечения иностранных инвестиций. Но необходимо так же учитывать, что изменение и, прежде всего понижение курса денежной единицы сопровождается рядом последствий, в том числе:

- повышением заинтересованности в увеличении экспорта, так как за единицу валютной выручки можно получить большую сумму;

- ростом цен на внутреннем рынке, особенно по импортируемым товарам, что может отразиться на ухудшении материального положения населения;

- снижением ценности сбережений (в наличных денежных единицах и деньгах в банках);

- ухудшением условий импорта оборудования и различных товаров.

Девальвации обычно сопутствует дифференциация экспортных и импортных пошлин, введение валютных и других защитных оговорок

Перейти на страницу:
5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.