Ответы на вопросы, вносимые на государственный экзамен по дисциплине “Финансовый менеджмент”

14. Сущность, этапы и подходы к формированию дивидендной политики предприятия

Дивидендная политика- это механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственникам в соответствии с долей их вклада в капитал предприятия.

Дивиденды - это денежный доход акционеров.

Большая часть предприятий основным источником финансирования своей деятельности считает реинвестированную прибыль. Поскольку выплата дивидендов уменьшает объем реинвестируемой прибыли, решение о размере и порядке их выплаты является решением о финансировании деятельности предприятия и влияет на размер привлекаемых источников капитала.

Важнейшей задачей дивидендной политики является оптимальное сочетание интересов акционеров с необходимостью достаточного финансирования развития предприятия. Чем большая часть чистой прибыли направляется на выплату дивидендов, тем меньшая часть остается на самофинансирование, что ведет к сокращению темпе роста собственного капитала, выручки и платежеспособности. Вместе с тем, если акционеры не получат достаточной прибыли на инвестированный капитал и начнут избавляться от ценных бумаг данного предприятия, снизится его рыночная стоимость и собственники утратят контроль над акционерным капиталом.

Для выработки дивидендной политики предприятию необходимо решить два принципиальных вопроса:

1) влияет ли величина выплачиваемых дивидендов на совокупное богатство акционеров;

2) какова должна быть оптимальная величина дивидендов.

Совокупный доход акционеров за определенный период складывается из суммы полученного дивиденда и прироста курсовой стоимости акций.

Основными этапами формирования дивидендной политики являются:

1. Оценка основных факторов, определяющих формирование и проведение дивидендной политики;

. Выбор типа дивидендной политики и методики выплаты дивидендов;

. Разработка механизма распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики;

. Определение уровня дивидендов на одну акцию;

5. Оценка эффективности проводимой дивидендной политики.

Формирование и проведение дивидендной политики в значительной мере зависит от законодательно установленных принципов и правил, имеющих существенные национальные особенности. В России основным законодательным актом, регулирующим дивидендную политику предприятий, является Закон «Об акционерных обществах», который определяет источники, возможную периодичность, порядок и процедуру выплаты дивидендов. Регулярность конкретных дивидендных выплат устанавливается уставом акционерного общества.

В соответствии с Законом РФ «Об акционерных обществах» дивиденд представляет собой часть чистой прибыли акционерного общества, распределяемую среди его акционеров пропорционально их вкладу в уставный капитал (т.е. пропорционально числу имеющихся у них акций). Таким образом, основным источником дивидендных выплат по итогам года является чистая прибыль акционерного общества за истекший год. Для выплаты дивидендов по привилегированным акциям при отсутствии прибыли в текущем году может использоваться резервный фонд, специально созданный для этого за счет прибыли прошлых лет.

В целом выделяют три основных подхода к формированию дивидендной политики: консервативный, умеренный (компромиссный) и агрессивный.

Консервативному типу соответствуют методики выплаты дивидендов по остаточному принципу и фиксированных дивидендных выплат.

Умеренному (компромиссному) типу соответствует методика выплаты гарантированного минимума и экстра-дивидендов.

Агрессивному типу соответствуют методики постоянного процентного распределения прибыли и постоянного возрастания размера дивидендов.

В вопросе выбора типа дивидендной политики и формы выплаты дивидендов предприятия являются полностью самостоятельными.

Важным фактором, влияющим на проводимую дивидендную политику, является угроза возможной утраты контроля над управлением предприятием. Для поддержания стабильного уровня дивидендных выплат часто прибегают к дополнительной эмиссии акций в качестве источника покрытия дивидендных выплат, что приводит к появлению новых акционеров и размыванию капитала. Низкий же уровень дивидендов может вызвать снижение курсовой стоимости акций. При проведении дивидендной политики нельзя игнорировать информационный эффект дивидендных выплат. Необходимо проводить аналитическую работу по оценке дивидендных ожиданий инвесторов и отбору информации о тенденциях дивидендного дохода. Важным фактором, влияющим на формирование дивидендной политики, особенно в России, является инфляционное обесценение. Именно в условиях высоких темпов инфляции инвестор предпочтет получение прибыли сегодня вместо сверхприбыли завтра.

Перейти на страницу:
9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.