Ответы на вопросы, вносимые на государственный экзамен по дисциплине “Финансовый менеджмент”

В последнее время резко возросла несвоевременность в оплате счетов за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги. Это приводит к тому, что предприятия-изготовители значительную массу оборотных средств отвлекают из оборота на неопределенное время. В связи с этим большое значение приобрели резервы по сомнительным долгам, формируемые за счет балансовой прибыли. Создаваемый резерв по сомнительным долгам служит источником пополнения оборотных средств, авансированных в операции по реализации товаров, работ и услуг. Сомнительными долгами считаются те виды дебиторской задолженности, которые не погашены в установленные сроки и не обеспечены юридически полноценными обязательствами или гарантиями. Не полученные в течение года с дебиторов долги относятся на финансовые результаты предприятия.

Финансовый менеджер анализирует дебиторскую задолженность по каждому сомнительному долгу с учетом платежеспособности должника и его финансового состояния.

Величина резервного фонда определяется им либо в виде установленного процента задолженности, соответствующего доле сомнительных долгов, либо в форме отчислений по каждому долгу. За формированием резервов по сомнительным долгам необходим контроль в связи с тем, что в фонд направляется прибыль до налогообложения.

Управление дебиторской задолженностью состоит из пяти этапов.

1) создание предприятием конкурентоспособных условий для продажи собственной продукции и приобретения сырья и материалов;

2) оценка кредитоспособности и платежеспособности каждого покупателя, получающего товарный кредит;

3) выбор формы договора с покупателем. Наиболее рисковой формой продаж является продажа по открытому счету без составления договора между поставщиком и покупателем. В международной торговой практике в этом случае используют коммерческий вексель.

4) определение лимита товарного кредита. При этом необходимо иметь в виду тот факт, что задача данного этапа заключается не в уменьшении сомнительных долгов, а в увеличении полученной прибыли;

5) сбор денег с дебиторов.

Все эти этапы взаимосвязаны, т.е. возможна и либерализация условия продаж при более жестком отборе заемщиков, и работа с высоко рискованными заемщиками при высокой активности в получении задолженности.

Управление временно свободными денежными средствами является важным элементом финансового менеджмента, однако для большинства российских предприятий актуальной проблемой является не излишек, а временный недостаток денежных средств. В этой ситуации задачей финансового менеджера является управление кредиторской задолженностью.

Кредиторская задолженность - это обязательства предприятия, возникающие в ходе его текущей деятельности. Это совокупность финансовых обязательств перед кредиторами. В деятельности предприятия возможна задолженность поставщикам и подрядчикам, работникам предприятия, бюджету, внебюджетным социальным фондам, дочерним, зависимым предприятиям, по полученным авансам и т.д. Кредиторская задолженность отражается в пассиве баланса предприятия.

Объем кредиторской задолженности должен быть увязан с финансовым положением предприятия, сопоставим с дебиторской задолженностью, соответствовать размерам предприятия. Если кредиторская задолженность превышает дебиторскую, то это можно считать позитивным фактором, увеличивающим объемы привлеченных на предприятие средств.

Управление кредиторской задолженностью означает применение предприятием наиболее приемлемых для него форм, сроков, а также объемов расчетов с контрагентами. Управление кредиторской задолженностью сводится к тому, чтобы последняя, снижая дефицит оборотных средств, не ослабляла финансовую устойчивость предприятия. Управление кредиторской задолженностью предполагает избирательный подход к контрагентам предприятия.

Кредиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на финансовые результаты хозяйствующего субъекта. Порядок списания регулируется ГК РФ.

Перейти на страницу:
8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.