Ответы на вопросы, вносимые на государственный экзамен по дисциплине “Деньги. Кредит. Банки”

Золотослитковый стандарт характерен тем, что банкноты (в определенной сумме) обмениваются на золотые слитки.

При золотодевизном стандарте банкноты обмениваются на девизы, т.е. на иностранную валюту, разменную на золото.

С 30-х гг. в мире начинают функционировать денежные системы, построенные на обороте кредитных денег. Для них характерно:

- вытеснение золота из внутреннего и внешнего оборотов и оседание его в золотых резервах (в основном в банках);

- выпуск наличных и безналичных денежных знаков на основе кредитных операций банков;

- развитие безналичного денежного оборота и сокращение налично-денежного оборота (в среднем в мировой экономике соотношение между наличным и безналичным оборотом составляет 1:3);

- создание и развитие механизмов денежно-кредитного регулирования денежного оборота со стороны государства.

Существует 2 разновидности денежных систем, основанных на обороте кредитных денежных знаков. Первая - свойственна административно-распределительной системе экономики. Для нее характерно - сосредоточение денежного оборота (наличного и безналичного) в едином госбанке; законодательное разграничение денежного оборота на наличный и безналичный.

В большинстве стран используется вторая разновидность денежной системы свойственная странам с рыночной экономикой. Характерные черты: децентрализация денежного оборота между разными банками; разделение эмиссии наличных и безналичных денег между разными звеньями банковской системы; создание и развитие механизма государственного денежно-кредитного регулирования и др.

Денежная система состоит из ряда элементов: первый - принципы организации системы. Под принципами понимаются правила, в соответствии с которыми государство организует денежную систему:

- Принцип централизованного управления денежной системой

- Принцип прогнозного планирования денежного оборота

- Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота

Принцип кредитного характера денежной эмиссии.

Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков.

Принцип не подчиненности ЦБ правительству и подотчетности его парламенту страны.

Принцип надзора и контроля за денежным оборотом.

Принципы построения денежной системы отражаются в других элементах денежной:

Денежная единица - установленный законодательно денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цен всех товаров, и, как правило, делится на мелкие кратные части. Название денежной единицы, как правило, складывается исторически.

Порядок обеспечения денежных знаков - государственным законодательством устанавливается, что в качестве обеспечения могут служить: находящиеся в активах банков товарно-материальные ценности, золото, драгоценные металлы, свободно конвертируемая валюта, ценные бумаги и др. долговые обязательства.

Эмиссионный механизм - представляет собой порядок выпуска денег в оборот и их изъятие из оборота. Безналичные деньги выпускаются коммерческими банками в процессе совершения ими кредитных операций. При погашении ссуд осуществляется изъятие денег из оборота. Выпуск наличных производится через расчетно-кассовые центры ЦБ. Изъятие наличных происходит при сдаче наличности коммерческими банками в расчетно-кассовые центры.

Структура денежной массы в обороте - рассматривается двояко. Это либо соотношение между наличной и безналичной денежной массой, либо соотношение между денежными знаками разной купюрности во всем объеме денежной массы.

Порядок прогнозного планирования денежного оборота - включает систему прогнозных планов денежного оборота; органы, составляющие эти планы; совокупность показателей, определяемых с помощью этих планов; задачи, решаемые с помощью каждого плана.

Механизм денежно-кредитного регулирования - набор инструментов денежно-кредитного регулирования (методы); права и обязанности органов, осуществляющих денежно-кредитное регулирование; задачи и объекты денежно-кредитного регулирования.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7 8 9

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.