Ответы на вопросы, вносимые на государственный экзамен по дисциплине “Деньги. Кредит. Банки”

1. Деньги, необходимость, происхождение и сущность

Деньги - категория историческая, как и любая экономическая категория: 1) они появились на определенном этапе исторического развития, когда в них возникла объективная необходимость; 2) они развиваются по мере развития общественного производства: меняются их формы и способы выполнения денежных функций.

Необходимость денег вызвана товарным производством.

Товарное производство предполагает рассмотрение общих причин, объясняющих необходимость товарного производства и, следовательно, необходимость денег во всех экономических формациях.

Общая причина возникновения денег - общественное разделение труда. Товарное производство возможно без денег, но деньги не могут сущность без товарного производства.

Деньги - экономическая категория, в которой проявляются и при участии которой строятся общественные отношения; деньги выступают в качестве самостоятельной формы меновой стоимости, средства обращения, платежа и накопления.

Непосредственные предпосылкам появления денег:

- переход от натурального хозяйства к товарному;

- имущественное обособление производителей товаров - собственников изготовляемой продукции.

При натуральном хозяйстве продукты производятся для собственного потребления (т.е. не являются товарами), при товарном - для обмена. Переход к товарному производству был обусловлен общественным разделением труда (развитием земледелия, скотоводства), которое позволило производить продукцию в объеме, превышающем потребности производителей.

Имущественное обособление товаропроизводителей, являющихся собственниками производимых товаров, позволяло обменивать принадлежащие им товары на другие или реализовать товары за деньги.

Обмен товарами может происходить лишь при наличии нужных товаров у сторон, вступающих в обменную сделку. Однако это сущ. ограничивает возможности обмена. К тому же при обмене должны учитываться интересы товаропроизводителей и соблюдаться требование эквивалентности стоимости обмен, товаров. Соблюдение требования эквивалентности обмена предполагает измерение стоимости товаров, исходя из затрат труда на их изготовление, для чего и необходимы деньги.

По мере роста товарного производства, разделения общественного труда и расширения обмена люди, для преодоления границы бартерного обмена (временные, пространственные, количественные), пытаются обменять свой товар на наиболее ходовой товар. Таким образом, из всей массы товаров выделяются отдельные, которые начинают использовать, а затем и производить в качестве средства обмена,

В качестве всеобщего эквивалента выступали сначала скот, меха, зерно, соль, слоновая кость, ракушки и т. д., а затем драгоценные металлы (гл. образом золото). С этого времени весь товарный мир разделился на обычные товары и особый товар, играющий роль всеобщего стоимостного эквивалента - деньги.

Появление денег позволило преодолеть узкие рамки взаимного обмена отдельных производителей товарами и создать условия для возникновения рынка, в операциях которого могут участвовать многие владельцы разных товаров. Это способствует развитию специализации производства и повышению его эффективности. В результате движение денег приобрело самостоятельное значение.

Раскрывая сущность денег как экономической категории, необходимо подчеркнуть, что «деньги - не вещь, а общественное отношение» (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 4. С. 110.), они представляют собой овеществленную форму общественных отношений. В этой экономической категории проявляются и при ее участии осуществляются отношения людей в процессе воспроизводства.

Важнейшее свойство денег - свойство всеобщей непосредственной обмениваемости, всеобщей обращаемости, их общепризнанность. Деньги могут обмениваться на любой товар или услугу, использоваться для погашения любых обязательств, безусловно и свободно приниматься всеми хозяйственными субъектами, предлагающими товары или услуги. Наличие у денег этих свойств является главным отличием денег от неденежных платежных средств (векселей, чеков, банковских карт).

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.