Внутрифирменное финансовое планирование

Возможен предельный случай предыдущего парадокса. Банкротом объявляется предприятие, показавшее в отчете прибыль. Такая ситуация может возникнуть, если предприятие в результате своей хозяйственной деятельности вложило прибыль в не реализуемые активы. Ликвидность предприятия утрачивается, и оно становится банкротом.

Предприятие располагает значительными денежными ресурсами, а по балансу имеет убыток. (Весьма распространенный в настоящее время вариант) Оставляя в стороне криминальные варианты, такая ситуация может возникнуть при реализации товаров ниже себестоимости предприятием, имеющим мощные финансовые резервы. Однако при наличии денег предприятие не имеет юридических оснований выплачивать премии своим сотрудникам и дивиденды собственникам.

. Имущественная масса предприятия увеличилась, а прибыль - нет. Если применяемая методология учета не предписывает относить ценности, полученные безвозмездно, на счет прибыли, то имущественная масса увеличивается при отсутствии прибыли. Также в результате переоценки имущества или выявления излишков при инвентаризации также происходит увеличение актива баланса, но прибыли при этом нет.

. При применении методологии, учитывающей излишки товаров, выявленные при инвентаризации, списание кредиторской задолженности, полученные безвозмездно на счете прибылей ценности, имущественная масса в активе увеличивается и прибыль в пассиве также растет. Но тут уже возникает парадокс первый. То есть, прибыль есть, но денег для уплаты налогов на нее и дивидендов из нее нет.

. Случай обратный парадоксу шестому. При уменьшении имущественной массы в случае возникновения сомнительной дебиторской задолженности или изъятия у предприятия какого-то имущества методология учета не позволяет отнести эти потери на уменьшение прибыли.

. Самый очевидный вариант - уменьшение имущественной массы и снижение прибыли. Но такое возможно лишь при методологии, позволяющей относить материальные потери (а не только денежные) на счета убытков.

. Предприятие несет реальные убытки, но в учете показывает номинальную учетную прибыль. Например, предприятие вложило крупные средства в оборудование, которое окупится лишь через несколько лет, следовательно, весь срок окупаемости предприятие будет работать в убыток, но с точки зрения бухгалтерского учета будет показана прибыль за каждый месяц в течение всех этих лет. Это так называемый парадокс «мертвой точки».

. Предприятие уплачивает налог на прибыль, имея реальный убыток. Такая ситуация возникает, если предприятие понесло убытки от бесхозяйственности, что не освобождает его от уплаты налога. В современной ситуации такое положение возникает при уплате пени и штрафов по налоговым платежам.

. Прибыль, исчисленная за все время существования предприятия, никогда не равна сумме прибылей, исчисленных за каждый отчетный период. Это связано с переоценками, изменениями в учетной политике и другими причинами. Однако подлинная прибыль предприятия за все время его существования от момента возникновения и до ликвидации должна исчисляться как разность между полученным и вложенным капиталом.

Прибыль, показанная в балансе или отчете о прибыли и убытках, не равна налогооблагаемой прибыли. Это обусловлено противоположностью интересов лиц, занятых в хозяйственных процессах, и связанной с этим неустойчивостью налогообложения. Отсюда вытекает общий парадокс: каждая группа лиц, преследуя свои интересы, настаивает на своих методологических концепциях.

Одна и та же сумма может рассматриваться разными заинтересованными группами и как прибыль и как убыток. На пример, выплата дивидендов, являющихся частью прибыли, для фирмы - расход. Или же, предприятие оплатило своему работнику командировочные расходы, однако налоговые органы увеличивают сумму прибыли для целей налогообложения, считая часть командировочных расходов, превышающих установленный лимит, доходом командированного работника, выплаченным ему из прибыли предприятия.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7 8

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.