Ответы на вопросы, вносимые на государственный экзамен по дисциплине “Деньги. Кредит. Банки”

По срокам депозиты делятся на краткосрочные (до года), среднесрочные (1-3 года), долгосрочные (свыше 3-х лет).

По валюте вклада различают депозиты в национальной валюте, в иностранной валюте, мультивалютные (конвертируемые), когда вклад вносится в одной валюте, а возвращается в другой.

Крупные банки широко используют эмиссию акций в качестве эффективного способа привлечения денежных ресурсов. Коммерческие банки эмитируют как простые, так и привилегированные акции (бессрочные, с ограниченным сроком, конвертируемые в простые).

Крупные банки с хорошей репутацией имеют возможность размещения своих акций на фондовом рынке и, манипулируя курсом акций и определяя уровень дивидендов, проводят эффективные операции с целью извлечения дополнительной прибыли. У небольших банков в силу слабого развития фондового рынка и высоких рисков для инвесторов мобилизация дополнительных. ресурсов посредством выпуска акций существенно затруднена.

В зарубежной практике для увеличения объема собственного капитала нередко применяется выпуск облигаций. Растущий банк постоянно нуждается в долгосрочном капитале. Эта потребность покрывается с помощью рефинансирования выкупа облигаций, по которым истекает срок займа, за счет нового выпуска облигаций. В нашей стране такая практика не нашла широкого распространения.

18. Факторинговые и трастовые операции коммерческих банков

Факторинг представляет собой разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента. Они появились впервые в США в конце XIX в., распространившись в последствии в другие страны. В нашей стране факторинг появился в 1989 г. в ленинградском «Промстройбанке», а затем и в других коммерческих банках. В настоящее время факторинг практически не используется.

В факторинговых операциях участвуют три стороны: факторинговая компания или факторинговый отдел коммерческого банка; клиент (поставщик товара, кредитор) - промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с факторинговой компанией; предприятие (заемщик) - фирма - покупатель товара.

Основой факторинговой операции являются покупка банком (или факторинговой фирмой) счетов-фактур поставщика на отгруженную продукцию на условиях немедленной оплаты и передача поставщиком банку (или факторинговой фирме) права требования платежа с дебитора.

Банки покупают счета-фактуры поставщика, как правило, на условиях немедленной оплаты 80% стоимости этих счетов-фактур. Оставшиеся 20% выплачиваются банком (за вычетом процентов за кредит и комиссии за услуги) после получения платежа от дебитора или независимо от поступления платежа от дебитора.

Цель факторингового обслуживания - своевременное инкассирование долгов для минимизации потерь от просрочки платежа и предотвращения появления безнадежных долгов, предоставление (по желанию клиента) кредита в форме предварительной оплаты, помощь в управлении кредитом и ведении бухгалтерского учета, создание условий для производственной деятельности, соответственно помощь в увеличении оборота и прибыли предприятия.

В мировой банковской практике известны следующие виды факторинга: открытый (конвекционный) факторинг и конфиденциальный (скрытый) факторинг.

При конвекционном факторинге поставщик указывает на своих счетах, что требование было продано банку, а при конфиденциальном факторинге никто из контрагентов поставщика не осведомлен о кредитовании его продаж банком.

Факторинговые операции могут заключаться с правом регресса, когда банк имеет право обратного требования к поставщику возместить уплаченную сумму, или без права регресса, когда такого права он не имеет.

Факторинговые операции осуществляются на основании договоров, причем могут заключаться как договоры о полном обслуживании клиента банка, так и договоры о предварительной оплате требований.

Договор о полном обслуживании клиента заключается при постоянных, длительных контактах поставщика с банком. В этом договоре предусматриваются: переуступка поставщиком всех счетов на своих покупателей, защита от появления сомнительных долгов (договоров без права регресса), ведение дебиторского учета и управление кредитом, обеспечение гарантированного притока средств.

Перейти на страницу:
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.