Ответы на вопросы, вносимые на государственный экзамен по дисциплине “Деньги. Кредит. Банки”

Декларация золотодевизного стандарта произошла на Генуэзской конференции в 1922 г., после чего наряду с золотом стали использовать иностранные валюты (девизы), способные свободно конвертироваться в металл. Валютное регулирование осуществлялось в форме международных конференций и совещаний. В 1930-е гг. были отменены золотые точки, что привело к смене валютного режима.

Третья мировая валютная система получила название Бреттон-Вудской, т.к. ее основные принципы были определены в статьях Соглашения об МВФ, принятого на Международной валютно-финансовой конференции ООН, состоявшейся в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Золото выполняло функцию мировых денег в качестве окончательного средства погашения международных долговых обязательств и международного резервного средства. Доллар США разменивался на золото для иностранных Центральных Банков по официальному золотому содержанию, установленному в 1934 г.

Бреттон-Вудскую систему называют золотодолларовым стандартом, т.к. связь всех валют с золотом осуществлялась через размен на него доллара.

Все страны-члены МВФ устанавливали паритеты своей валюты в золоте или долларах США и не могли изменять их без согласия МВФ более чем на 10%. Рыночные курсы жестко привязывались к доллару США: не могли отклоняться от долларовых паритетов более чем на ±1%. Поддержание валютных курсов в этих пределах обеспечивалось ЦБ с помощью покупки-продажи долларов за свою национальную валюту.

Четвертая мировая валютная система (ныне действующая), получившая название Ямайской, была оформлена Соглашением стран - членов МВФ, заключенным на Международной конференции в Кингстоне (Ямайка) в 1976 г.

На ямайской конференции была официально установлена свобода выбора валютного режима для каждого государства. Было объявлено, что золото де-юре теряет способность служить мерой стоимости и точкой отсчета валютных курсов. Роль главного международного платежного и резервного средства была закреплена за коллективной валютой СДР.

К моменту принятия Ямайского соглашения в «корзину» СДР входили валюты 16 стран, с 1981 г. - 5, с 1999 г. - 4 (евро заменил немецкую марку и французский франк). Доля каждой страны определяется экономическим потенциалом страны и подлежит пересмотру каждые пять лет.

20. Валютный курс и его режимы

Валютный курс - это «цена» денежной единицы одной страны, выраженная в иностранных денежных единицах или международных валютных единицах. Валютный курс выражает соотношение между денежными единицами разных стран, которое определяется их покупательной способностью и другими факторами.

Валютный курс - соотношение между денежными единицами (валютами) разных стран, определяемое в основном их покупательной способностью.

Валютный курс необходим для:

- взаимного обмена валютами при торговле товарами, услугами, при движении капиталов и кредитов;

- сравнение цен мировых и национальных рынков, а также стоимостных показателей разных стран, выраженных в национальной и иностранных валютах;

- периодической переоценки счетов в иностранной валюте фирм и банков.

Стоимостной основой валютного курса является покупательная способность валют. Эта экономическая (стоимостная) категория присуща товарному производству и выражает производственные отношения между товаропроизводителями и мировым рынком. Сравнимость национальных денежных единиц разных стран основана на стоимостном отношении, которое складывается в процессе производства и обмена.

Факторы, влияющие на валютный курс:

- темп инфляции (чем выше темп инфляции в стране, тем ниже курс ее валюты. Инфляционное обесценение денег в стране вызывает снижение покупательной способности и тенденцию к падению их курса к валютам тех стран, где темп инфляции ниже);

- состояние платежного баланса (активный платежный баланс способствует повышению курса национальной валюты, т.к. увеличивается спрос на нее со стороны иностранных должников);

Перейти на страницу:
20 21 22 23 24 25 26

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.