Повышение финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия (на примере ОАО Советская звезда)

Уход общества от системы плановой экономики и вступление в рыночные отношения коренным образом изменили условия функционирования предприятий. Предприятия, для того чтобы выжить, должны проявить инициативу, предприимчивость и бережливость с тем, чтобы повысить эффективность производства. В противном случае они могут оказаться на грани банкротства.

Преодоление кризисной ситуации в России, рыночная экономика и новые формы хозяйствования ставят ранее не возникавшие проблемы, одной из которых на сегодня является обеспечение экономической стабильности развития. Чтобы обеспечить выживание предприятия в условиях рынка, управленческому персоналу требуется оценивать возможные и целесообразные темпы его развития с позиции финансового обеспечения, выявлять доступные источники средств, способствуя тем самым устойчивому положению и развитию хозяйствующих субъектов.позиции краткосрочной и долгосрочной перспективы финансовое состояние предприятия оценивается показателями финансовой устойчивости и платёжеспособности, которые позволяют установить насколько рационально предприятие управляет собственными и заёмными средствами, а также может ли оно своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам за счет текущих активов перед контрагентами. Поэтому точность анализа финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия является актуальным для избранной темы исследования.

Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность зависят от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый план успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. И, наоборот, в результате невыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и, как следствие, ухудшение финансового состояния предприятия и его платёжеспособности.

Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности должна быть направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчётной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заёмного капитала и наиболее эффективное его использование.

Если предприятие финансово устойчиво, платёжеспособно, оно имеет преимущество перед другими предприятиями того же профиля в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Наконец, оно не вступает в конфликты с государством и обществом, так как выплачивает своевременно налоги в бюджет, взносы в социальные фонды, заработную плату - рабочим и служащим, дивиденды - акционерам, а банкам гарантирует возврат кредитов и уплату процентов по ним.

Анализ финансовой устойчивости и платёжеспособности предприятия позволяет инвесторам и партнёрам по бизнесу определить финансовые возможности предприятия на перспективу, возможности его дальнейшего развития.

В современной экономической литературе отечественные экономисты рассматривают проблемы, связанные с анализом финансовой устойчивости и платёжеспособности предприятия и определением путей их повышения, которые хорошо раскрыты у таких авторов, как Бланк И.А., Грачёв А.Н., Пожидаева Т.А., Шеремет А.Д., Вахрушина М.М., Крылов Э.И., Савицкая Г.В., Савицкая Г.В. и другие.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в выработке рекомендаций по улучшению финансового состояния предприятия.

финансовая устойчивость недвижимое имущество

Цель работы - раскрыть основные аспекты анализа финансовой устойчивости на уровне предприятия и разработать рекомендации по совершенствованию финансовой устойчивости для ОАО "Советская звезда".

Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:

раскрыть сущность понятия "финансовая устойчивость";

рассмотреть методику анализа финансовой устойчивости с помощью абсолютных и относительных показателей;

провести анализ абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости и дать их оценку в ОАО "Советская звезда";

исследовать развитие отрасли в условиях кризиса;

предложить основные направления повышения финансовой устойчивости предприятия.

Объектом исследования является открытое акционерное общество "Советская звезда". Предметом исследования - условия повышения финансовой устойчивости и платёжеспособности открытого акционерного общества "Советская звезда".

Теоретической и методологической основой выпускной квалификационной работы послужили труды отечественных и зарубежных учёных, экономистов по вопросам финансового менеджмента, материалы периодических изданий, источники энциклопедического характера, нормативно-правовые материалы.

Информационным источниками для расчёта показателей и проведения анализа финансовой устойчивости ОАО "Советская звезда" служат годовая бухгалтерская отчётность за период 2008-2010 г. г.:

форма 1 "Бухгалтерский баланс";

форма 2 "Отчет о прибылях и убытках";

форма 3 "Отчет о движении капитала";

форма 4 "Отчет о движении денежных средств";

форма 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу".

В процессе работы применялись такие методы исследования как анализ и синтез, логический подход к оценке экономических явлений, комплексность, системность, сравнение изучаемых показателей, метод финансовых коэффициентов.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

В первой главе выпускной квалификационной работы раскрыты понятие, сущность финансовой устойчивости, а также методы анализа финансовой устойчивости.

Во второй главе проведён анализ финансовой устойчивости, а также анализ имущественного положения на примере ОАО "Советская звезда".

В третьей главе исследовано развитие отрасли в условиях кризиса, а также предложены рекомендации по повышению финансовой устойчивости и платёжеспособности ОАО "Советская звезда".

1. Теоретические основы анализа финансовой устойчивости предприятия

    Финансовый менеджмент

    Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.