Основные показатели необходимые для организации финансовой работы на предприятии

Анализ активов, обязательств и капитала организации проводится по балансу (форма № 1) с помощью одного из следующих способов:

) анализ непосредственно по балансу без предварительного изменения состава балансовых статей;

) формирование уплотненного сравнительного аналитического баланса путем агрегирования некоторых однородных по составу элементов балансовых статей;

) дополнительная корректировка баланса на индекс инфляции с последующим агрегированием статей в необходимых аналитических разрезах.

Аналитический баланс полезен тем, что сводит воедино и систематизирует те расчеты, которые обычно осуществляет аналитик при ознакомлении с балансом. Схемой аналитического баланса охвачено много важных показателей, характеризующих статику и динамику финансового состояния организации. Этот баланс фактически включает показатели как горизонтального, так и вертикального анализа [40, с.218].

Непосредственно из аналитического баланса можно получить ряд важнейших характеристик финансового состояния организации. В число исследуемых показателей обязательно нужно включать следующие:

) общую стоимость активов организации, равную сумме разделов I и II баланса;

) стоимость иммобилизованных (т.е. внеоборотных) средств (активов), равную итогу раздела I баланса;

) стоимость мобильных (оборотных) средств, равную итогу раздела II баланса;

) стоимость материальных оборотных средств;

) величину собственного капитала организации, равную итогу раздела III баланса;

) величину заемного капитала, равную сумме итогов разделов IV и V баланса;

) величину собственных средств в обороте, равную разнице итогов разделов III и I баланса;

) рабочий капитал, равный разнице между оборотными активами и текущими обязательствами.

Задача анализа ликвидности баланса возникает в связи с необходимостью давать оценку платежеспособности организации, т.е. ее способности своевременно и полностью рассчитываться по всем своим обязательствам.

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.

В зависимости от степени ликвидности, т.е. скорости превращения в денежные средства, активы предприятия разделяются на следующие группы:

А1 - наиболее ликвидные активы. К ним относятся все статьи денежных средств предприятия и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги);

А2 - быстро реализуемые активы - дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты;- медленно реализуемые активы - статьи раздела II актива баланса, включающие запасы, налог на добавленную стоимость;

А4 - трудно реализуемые активы - внеоборотные активы.

Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты.

П1 - наиболее срочные обязательства. К ним относится кредиторская задолженность;

П2 - краткосрочные пассивы - это краткосрочные заемные средства, задолженность участникам по выплате доходов, прочие краткосрочные пассивы;

П3 - долгосрочные пассивы - это статьи баланса, относящиеся к разделам IV и V, т.е. долгосрочные кредиты и заемные средства, а также доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей;

П4 - постоянные пассивы или устойчивые - это статьи раздела III баланса «Капитал и резервы».

Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву.

Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения:

А1 > П1; А2 > П2; АЗ > ПЗ; А4 < П4 (1)

Если выполняются первые три неравенства в данной системе, то это влечет выполнение и четвертого неравенства, поэтому важно сопоставить итоги первых трех групп по активу и пассиву. Выполнение четвертого неравенства свидетельствует о соблюдении одного из условий финансовой устойчивости - наличия у предприятия оборотных средств.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.