Оценка кредитоспособности заемщика

Следующим коэффициентом, характеризующим ликвидность активов, можно назвать коэффициент покрытия краткосрочной задолженности ликвидным средствам, или коэффициент мгновенной ликвидности (liquid assets to current liabilities).

В данной формуле присутствует дебиторская задолженность, это дает возможность оценить предприятие с точки зрения его внешних связей. При анализе этого показателя рассматриваются причины дебиторской задолженности. Известно, что дебиторская задолженность может быть вызвана различными причинами. В связи с этим различают дебиторскую задолженность прогнозируемую, вызванную спецификой организации безналичных расчетов или спецификой расчетной системы контрагентов, и дебиторскую задолженность не прогнозируемую. Последняя может вызываться плохим качеством продукции, выполненных работ или оказанных услуг, нарушением платежной дисциплины со стороны потребителя. Последнее обстоятельство компенсируется правильной организацией взаимоотношений с контрагентами, поскольку риск возникновения такой дебиторской задолженности снижается наличием достаточно большого количества потребителей продукции, что, в свою очередь, также положительно характеризует кредитозаемщика.

В целом тенденция роста коэффициента мгновенной ликвидности за период в два и более года положительно характеризует предприятие.

Оборачиваемость оборотных средств. Следующим фактором, который необходимо подвергнуть анализу, является оценка оборачиваемости оборотных активов и их составных частей. Необходимо обратить внимание при анализе оборачиваемости оборотных средств на то, что помимо расчета общей оборачиваемости, а именно коэффициента оборачиваемости оборотных средств, продолжительности одного оборота в днях и коэффициента загрузки оборотных средств, аналитик сам должен выбрать ответ на вопрос, необходимо ли ему проводить расчет и анализ оборачиваемости составляющих оборотных активов, и если надо, то в каком объеме необходим анализ. Такой выбор нельзя навязывать и ограничивать, так как каждая конкретная ситуация требует своего подхода. Где-то возможно провести дополнительный анализ дебиторской задолженности в динамике и определить тенденцию оборачиваемости данного актива. Где-то такому анализу должны быть подвергнуты запасы материальных ценностей, где-то готовая продукция и т.д.

По оборачиваемости оборотных средств можно устанавливать срок возврата кредита.

Собственные средства организации. Рассмотрим следующую группу показателей, характеризующих наличие и использование собственных средств на предприятии-заемщике.

Доля собственных средств в общей величине пассива баланса (коэффициент автономии) {stockholders equity to total assets) - это первый представитель группы показателей оценки источников собственных средств заемщика.

Это обобщающий показатель. В международной практике считается, что общая сумма задолженности не должна превышать суммы собственных средств. Следовательно, если ДСП больше 0,5, то финансовую деятельность предприятия за счет заемных средств можно считать допустимой, т.е. предприятие имеет право на получение кредита. Этот показатель используется в качестве дополнительного при недостаточной ясности в анализе собственных и заемных оборотных средств.

Следующим показателем этой группы является доля собственных средств, идущих на финансирование оборотных активов (собственных оборотных средств) в общей величине пассива.

Этот показатель является дополнением предыдущего. При их сравнении видно направление вложения основной части собственных средств.

В целом же если достаточно большая доля собственных средств вложена в оборотные, а не в основные фонды, то оборачиваемость собственных средств ускоряется.

Следующим рассматриваемым показателем является доля собственных оборотных средств в общей величине собственных средств. Чем выше значение показателя, тем мобильнее деятельность предприятия, эффективнее использование активов и выше оборачиваемость оборотных средств. Этот показатель анализируется совместно с показателями оборачиваемости.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.