Оценка кредитоспособности заемщика

Кредитоспособность, платежеспособность, ликвидность - понятия, близкие и взаимосвязанные между собой. Прежде чем рассматривать вопрос об оценке кредитоспособности клиента банка или кредитоспособности предприятия (организации), дадим определение всем вышеназванным понятиям.

Ликвидность -

подвижность, мобильность активов предприятий, организации, обеспечивающая фактическую бесперебойно оплачивать в срок все их обязательства и предъявляемые к ним денежные требования

Ликвидность фирм -

способность фирм своевременно погашать свои долговые обязательства; зависит от величины задолженности, а также объема ликвидных средств.

Из приведенных определений видно, что ликвидность фирмы - это способность своевременно погасить свои обязательства, чтобы не поставить фирму в состояние неплатежеспособности и падения ее рейтинга у контрагентов.

Кредитоспособность - наличие предпосылок для получения кредита, способность возвратить его. Кредитоспособность заемщика определяется показателями, характеризующими его аккуратность при расчетах по ранее полученным кредитам, его текущее финансовое положение и перспективы изменения, способность при необходимости мобилизовать денежные средства из различных источников.

В отличие от ликвидности кредитоспособность можно рассматривать не только как финансовую способность погасить свои обязательства, но и как желание это сделать, как перспективную оценку заемщика. Ликвидность - понятие более узкое, чем кредитоспособность, и относится оно, как правило, к оценке баланса, соотношению активов и пассивов фирмы. Кредитоспособность - категория широкая, которая кроме оценки финансового состояния включает и оценку других компонентов фирмы, таким образом, кредитоспособность включает в себя понятие ликвидности.

Платежеспособность - способность государства, юридического или физического лица своевременно и полностью выполнять свой платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных или иных операций денежного характера.

Нельзя не отметить, что понятия кредитоспособности и платежеспособности могут характеризовать различные события. Если исходить из того, что платежеспособность относится не только к юридическому лицу, но к государству и физическому лицу, а кредитоспособность используется лишь кредитной организацией при оценке выдачи кредита, то можно расценивать эти два понятия как идентичные, равноправные, но относящиеся к различным финансовым ситуациям.

Далее понятие кредитоспособности будет использоваться как наиболее емкая характеристика заемщика при анализе выдачи кредита.

Оценка кредитоспособности заемщика - достаточно разработанная тема, и существует множество методик оценки кредитоспособности как в России, так и за рубежом. Каждая методика имеет свою особенность и может быть использована в конкретном случае. Множественность методик определяется и национальными особенностями, и конкретными ситуациями, и просто субъективными особенностями, образованностью лиц, проводящих оценку. Понятие и оценка кредитоспособности заемщика пришли в нашу практику не так давно, а именно в конце 1980-х годов, и, конечно, мы в своих оценках опираемся прежде всего на зарубежный опыт, где этот вопрос более полно изучен и разработан.

Среди всего многообразия методик оценки кредитоспособности существуют наиболее известные - это PARSER, CAMPARI, правило шести С. Состав этих методик изложен ниже на рис.16.1 Там же, как четвертая, представлена методика, изложенная в работе "Банковское дело" под ред.О.И. Лаврушина, автором которой является Н.И. Валенцева. Данная методика рассматривается здесь потому, что обладает оригинальностью и использует денежный поток как один из критериев оценки кредитоспособности заемщика. Это позволяет сделать финансово обоснованный прогноз о перспективах заемщика и использовать эту методику для предоставления кредитов на длительный срок. Последней на рис.16.1 представлена методика, разработанная специалистами Ассоциации российских банков (АРБ), которая получила определенное распространение в последние годы. Ниже приводятся основные показатели некоторых методик оценки кредитоспособности заемщика.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.