Оценка кредитоспособности заемщика

Анализ зарубежных методик показывает, что в основе их лежат пять принципов кредитования: целенаправленность, материальная обеспеченность, платность, срочность и возвратность кредита, которые очень явно просматриваются через пункты методик. Характеристики методики Н.И. Валенцевой так явно не указывают на эти пять признаков и хотя бы в этом имеют уже формальные отличия от представленных зарубежных методик. Однако автор не ставит своей целью анализ различных методик оценки кредитоспособности заемщика, тем более что методик этих множество и каждая из них имеет свои особенности и положительные моменты. Целью является определение места понятия кредитоспособности в ряду платежеспособности и ликвидности, представление различных, наиболее оригинальных, методов оценки кредитоспособности заемщика и предложение не методики, а некоторой последовательности к определению кредитоспособности заемщика.

Приступая к анализу кредитоспособности, в первую очередь выясняют дееспособность, репутацию заемщика среди его контрагентов, наличие капитала (владение активами), обеспечение ссуды, состояние экономической конъюнктуры.

. Дееспособность заемщика - это не только его способность погасить ссуду, но прежде всего подтверждение правомочности получения им кредита.

Поэтому при решении вопроса о выдаче кредита банк должен ознакомиться с уставом фирмы, положениями, паспортами, подтверждающими правомочность тех или иных лиц на получение кредита. Банки требуют документы, подтверждающие право юридического лица брать ссуду, т.е. подтверждающие финансовую самостоятельность заемщика и отсутствие у него ранее взятой и просроченной задолженности.

2. Репутация заемщика - это желание вернуть ссуду. Критерием оценки репутации может быть фактор управления, т.е. способность набирать людей, управлять ими, организовывать их. При анализе рассматривают историю компании (период нахождения и вес ее на рынке); семейное положение лиц возглавляющих компанию (наличие семьи и детей является дополнительным фактором в пользу фирмы); может приниматься во внимание даже такой факт, как сторона улицы расположения торговой точки. Так, в жарких странах предпочтение при выдаче кредита отдадут се верной стороне улицы, а в холодных - южной. Наличие капитала - владение активами и способность обеспечить ссуду.

4. Состояние конъюнктуры - внешняя экономическая среда, . в которой работает заемщик, количество контрагентов поставщиков и потребителей продукции, их география и т.п.

Все эти факторы важны и составляют априорный, предварительный анализ, но более подробно рассматриваются следующие финансовые оценки фирмы, основанные на расчетах и финансовом анализе отчетности фирмы. К таким оценочным факторам относятся:

· обеспечение кредита;

· определение кредитоспособности заемщика;

определение конкурентоспособности заемщика.

Обеспечение кредита.

Под обеспечением возврата кредита по ГК

КР могут пониматься следующие инструменты: поручительство, залог, гарантия, переуступка требований и счетов, закладная на недвижимость.

Поручительство - договор с односторонними обязательствами, где поручитель берет обязательства перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательств полностью или частично. Оформляется договором поручительства.

Гарантия (по ГК КР - банковская гарантия) - письменное обязательство гаранта (банка, кредитного учреждения, страховой компании) выплатить кредитору принципала (бенефициару), в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства, определенную денежную сумму при предоставлении бенефициаром письменного требования о ее уплате. За эту услугу принципал уплачивает гаранту вознаграждение.

Залог (залоговое право) - это вещественная претензия на чужое движимое имущество, земельный участок, здание или претензия на право получать компенсацию от реализации заложенного имущества, если должник не может погасить свои обязательства. Залог возникает в силу заключения договора о залоге. В залог могут быть переданы ценные бумаги, товары, другое движимое и недвижимое имущество, кроме имущества, изъятого из оборота, и требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, например требования об алиментах.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.