Признание доходы и расходов от реализации и иного выбытия ценных бумаг

акция налог доход ценная бумага

Особенности определения налоговой базы по операциям реализации ценных бумаг подробно изложены в НК РФ (ст. 280).

Согласно налоговому законодательству различаются операции с ценными бумагами и операции с финансовыми инструментами срочных сделок. Порядок отнесения объектов гражданских прав к ценным бумагам устанавливается ГК РФ и применимым законодательством иностранных государств.

Отнесение ценных бумаг к эмиссионным определяется национальным законодательством. Законом о рынке ценных бумаг к эмиссионным бумагам отнесены акции и облигации.

Ценные бумаги признаются также реализованными (приобретенными) в случае прекращения обязательств налогоплательщика передать (принять) соответствующие ценные бумаги зачетом встречных однородных требований, в том числе в случае прекращения этих обязательств при осуществлении клиринга.

Так, пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются средства, полученные по договорам кредита и займа (иные аналогичные средства независимо от оформления заимствований, включая долговые ценные бумаги), а также суммы, полученные в погашение таких заимствований. В налоговом учете доходы, полученные от погашения ценных бумаг, и расходы в виде средств, переданных в порядке заимствования, оформленного ценной бумагой, должны выделяться по отдельной позиции.

Доходы от реализации или иного выбытия ценных бумаг вычисляются на основе цены реализации (или иного выбытия) ценной бумаги, а также суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной покупателем налогоплательщику, и суммы процентного (купонного) дохода, выплаченной налогоплательщику эмитентом (п. 2 ст. 280 НК РФ). При этом в доход налогоплательщика от реализации или иного выбытия ценных бумаг не включаются суммы накопленного процентном (купонного) дохода (НКД), ранее учтенные при налогообложении (абз. 2 п. 4 ст. 280 НК РФ).

Д = Цреал * П(НКД)1 + П(НКД)2 - П(НКД)3,

где Д

- доход от реализации ценных бумаг;

Цреал

- цена реализации (курсовая стоимость);

П(НКД)1 П(НКД)2, П(НКД)3

- накопленный процентный доход по ценной бумаге, уплаченный соответственно покупателем эмитентом, а также ранее учтенный при налогообложение.

Согласно п. 4 ст. 280 НК РФ под накопленным процентом (купонным) доходом понимается часть процентного (купонного) дохода, выплата которого предусмотрена условиями выпуска такой ценной бумаги, рассчитываемая пропорционально количеству календарных дней, прошедших от даты выпуска ценной бумаги или даты выплаты предшествующего купонного дохода до даты совершения сделки (даты передачи ценной бумаги).

В налоговом учете доходом по операциям с ценными бумагами признается выручка от продажи ценных бумаг в соответствии с условиями договора купли-продажи.

Расходы при реализации (или ином выбытии) ценных бумаг определяются на основе цены приобретения ценной бумаги (включая расходы по ее приобретению), затрат на реализацию, суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной налогоплательщиком продавцу ценной бумаги (п. 2 ст. 280 НК РФ). При этом в расход не включаются суммы накопленного процентного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении:

Р = Ц + П(НКД)4 + Зреал - П(НКД)5,

где Р

- расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

Ц- цена приобретения, включая расходы по приобретению ценной бумаги;

П(НКД)4

- проценты (НКД) по ценной бумаге, уплаченные продавцу;

Зреал

- затраты, связанные с реализацией ценной бумаги;

П(НКД)5

- проценты (НКД) по ценной бумаге, ранее учтенные при налогообложении.

Для определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами, включая расходы по отчислениям в резерв под обесценение ценных бумаг, важно обеспечить раздельный учет ценных бумаг, обращающихся и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг. Налоговый учет доходов и расходов от реализации ценных бумаг ведется по двум указанным категориям.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.