Понятие и сущность кредитного рынка

На домонополистической стадии рынок кредитов представлял собой относительно малоразвитый сектор рыночного хозяйства. Это выражалось как в узости масштабов его функционирования, так и ограниченности набора инструментов этого рынка. Его институциональную структуру составляли в основном банки, при этом их возможности в аккумуляции денежных накоплений общества и, следовательно, в предложении средств на рынке были гораздо меньше, чем у современной кредитной системы развитого рыночного хозяйства. В свою очередь, в связи с невысоким уровнем развития производства, спрос на кредиты со стороны хозяйствующих субъектов был очень неустойчивым, ограниченным и носил главным образом краткосрочный характер. Со стороны государства и частных лиц спрос в тех условиях также являлся нерегулярным и незначительным по величине.

Для монополистической стадии рыночного хозяйства характерно быстрое возрастание масштабов функционирования рынка кредитов и значительное усложнение его организационных форм. Это обусловлено возрастанием объемов воспроизводства, его качественными изменениями, процессом концентрации и централизации банковского капитала, развитием кредитной системы и множеством других факторов.

Современные кредитные рынки в развитых странах являются одними из наиболее масштабных по объемам сделок и сложных по структуре секторов рыночного хозяйства, причем наблюдается тенденция к их расширению и появлению все большего числа финансовых инструментов, используемых на этих рынках. Соответственно многократно возросла роль рынка кредитов в экономике. Он стал одним из важнейших звеньев рыночного хозяйства, аккумулирующих денежные накопления и сбережения и тем самым определяющих масштабы и темпы накопления в стране, а значит, в значительной степени и темпы экономического роста. Рынок ссудных капиталов непосредственно влияет на масштабы и структуру производства, темпы его развития, усиливает концентрацию и централизацию капитала в производстве[5].

В целях раскрытия сущности кредитного рынка, необходимо обратиться к его участникам, к инфраструктуре кредитного рынка. Основными участниками кредитного рынка выступают центральные и коммерческие банки, специализированные банки (депозитные, инвестиционные, сберегательные, ипотечные и т.д.), специальные кредитно-финансовые организации (страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные и трастовые компании, ссудо-сберегательные ассоциации, финансовые компании, кредитные кооперативы, компании финансового лизинга) и др.[4, c.461] На современном этапе из всех участников кредитного рынка ведущую роль в обеспечении потребностей экономики в финансовых ресурсах и эффективного функционирования кредитных рынков играют коммерческие банки. Именно в них размещается основная часть финансовых ресурсов общества. Во-первых, это собственные кредитные ресурсы банков, во-вторых, привлеченные на заемной основе ресурсы и, в-третьих, это размещены в них средства предприятий и государства. При этом их роль не ограничивается только количественными параметрами, хотя они и обеспечивают концентрацию значительных разрозненных средств (подобные функции выполняют также инвестиционные фонды и компании).

Главным преимуществом банков является их уникальные возможности в трансформации обычных денежных средств, находящихся на счетах предприятий, организаций и учреждений, бюджета и целевых фондов, в кредитные ресурсы, которые направляются на развитие экономики. Ни одно финансовое учреждение не имеет подобных функций.

Помимо всего прочего, отличительной особенностью кредитного рынка является его универсальность по обслуживанию потребностей коммерческих банков, поскольку данный рынок связывает многообразные межбанковские отношения и различные банковские операции.[2, c.167]

Кроме того, он является самым оперативным источником средств для поддержания ликвидности балансов коммерческих банков, пополнения счетов и для проведения операций на других более доходных сегментах финансового рынка.

Перейти на страницу:
1 2 3 4

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.