Понятие и сущность кредитного рынка

Кредитный рынок - это экономическое пространство, в котором организуются отношения, обусловленные движением свободных денег между заемщиками и кредиторами на условиях возвратности и платности. На данном рынке происходит накопление свободных денежных средств хозяйствующих субъектов, личных сбережений населения и средств государства, которые затем преобразуются в кредитные средства и перераспределяются с учетом спроса и предложения на рынке.

С функциональной точки зрения рынок кредитов можно охарактеризовать как организационную форму купли-продажи кредитных средств в целях обеспечения потребности в них хозяйствующих субъектов, государства и частных лиц.

С институциональной точки зрения его обычно рассматривают как совокупность кредитно-финансовых учреждений, организующих движение кредитных ресурсов, то есть осуществляющих посредничество при движении временно свободных денежных средств от их владельцев к пользователям [1,c.152].

Структура рынка кредитов может определяться на основе различных критериев, в зависимости от целей научного исследования либо потребностей практической организации сделок с финансовыми инструментами. Например, исходя из специфики используемых кредитных инструментов, выделяют рынок казначейских векселей, рынок коммерческих бумаг, рынок облигаций, рынок депозитных сертификатов и др.; в зависимости от формы кредита - рынок коммерческого кредита, рынок банковского кредита, рынок потребительского кредита, ипотечный рынок и т.д. Наиболее распространено такое деление рынка кредитов:

на денежный рынок и рынок капиталов (рынок долгосрочных кредитов);

депозитно-ссудный рынок и рынок ценных бумаг (фондовый рынок);

организованный и неорганизованный рынки;

национальные и международный рынки.

Рассмотрим подробнее некоторые из вышеперечисленных частей. Рынок капиталов - это совокупность операций по размещению среднесрочных и долгосрочных вложений в основной капитал и операций, обслуживающих движение среднесрочных и долгосрочных ресурсов кредитно-финансовых организаций, государства и частных лиц. На этом рынке осуществляются кредитные операции сроком свыше одного года, то есть на нем формируется предложение и реализуется спрос на среднесрочные и долгосрочные финансовые активы (кредитные ресурсы). Функционирование рынка капиталов позволяет экономическим субъектам перераспределять и снижать риски при инвестировании своих накоплений и сбережений. Уровень его развития оказывает непосредственное воздействие на экономический рост и занятость, так как во многом определяет инвестиционные возможности экономики. Кроме того, состояние рынка капиталов сказывается на развитии кредитного рынка (развитие кредитного рынка зависит от экономического роста в стране, возможностей населения использовать услуги рынка).

Денежный рынок - это совокупность операций по размещению краткосрочных вложений главным образом в оборотный капитал хозяйствующих субъектов, а также операций, обслуживающих движение краткосрочных ресурсов кредитно-финансовых организаций, государства и частных лиц. Денежный рынок и рынок капиталов не изолированы друг от друга, напротив, между ними осуществляется постоянное встречное перемещение капиталов, в связи с чем провести сколько-нибудь точную грань между этими рынками невозможно. В частности, система банковских и государственных гарантий позволяет использовать краткосрочные капиталы для предоставления среднесрочных и долгосрочных кредитов; некоторые операции, например, арбитраж между этими рынками, приводят к переливу капитала с денежного рынка на рынок капиталов или наоборот и т.д. [7]

Важной особенностью кредитного рынка, является тот факт, что все части рынка связаны между собой процентными ставками. При повышении процентных ставок в одном сегменте кредитного рынка растет спрос на кредит в другом сегменте. Одновременно увеличивается его предложение там, где процент выше. В результате происходит сближение процентных ставок. Предложение на кредитном рынке определяется помимо процентной ставки склонностью получателей доходов к сбережению определенной их части. Спрос же определяется, стремлением к приобретению большего количества потребительских благ, т.е. уровнем потребительской активности, решениями производителей увеличить выпуск за счет дополнительных капиталовложений, социально-экономическим развитием страны, уровнем безработицы, инфляции и т.д.

Перейти на страницу:
1 2 3 4

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.