Факторный анализ прибыли от продаж

Операционный рычаг.

Операционный рычаг - количественная оценка изменения прибыли в зависимости от изменения объема реализации. Операционный рычаг показывает степень чувствительности валовой прибыли к приросту выручки от продаж.

Пример. Допустим, выручка от продаж N изменилась на 10%.

= 1000 тыс. руб.,

(9)

(выручка увеличил ась на 10%). В базисном варианте прибыль составляла 150 тыс.руб. (ПО= 150 тыс. руб.). Тогда

(10)

где зависит от того, что оказалось причиной изменения выручки (рост цен или рост объема выпуска продукции).

. Увеличились цены, тогда = 1100 - (1000 - 150) = 250 тыс. руб., т.е. возрастет в 1,66 раза.

. = , т.е. цены неизменны, а рост выручки обеспечен увеличением объема выпуска и продаж. При этом для расчета прибыли надо знать размер постоянных и переменных расходов в базовой выручке.

Пусть в выручке от продаж расходы составят 850 тыс. руб. ( - ), в том числе 500 тыс. руб. - переменные и 350 тыс. руб. условно-постоянные.

Тогда при росте выручки на 10% прибыль составит: 1100 - (350 + 500*1,1) = 200 тыс. руб., т.е. увеличивается не в 1,66 раза, как при росте цен, а только в 1,33 раза.

Эффект операционного рычага (ЭОР) показывает, на сколько процентных пунктов увеличивается прибыль при изменении выручки на процентный пункт:

(11)

где - темп прироста показателя.

При росте выручки на 10% за счет роста цен на 10% прибыль увеличивается в 1,66 раза, т.е. прирост составит ((250-150)/150)*100=66%.

Темп прироста прибыли в 6,6 раза превышает темп прироста выручки (прирост выручки по условиям примера составляет 10%):

ЭОР=66/10=6,6.

Наоборот, в случае снижения выручки на 10% прибыль уменьшается:

=1000-100=900 тыс. руб., =900-850=50 тыс. руб.

Темп снижения прибыли: ((150-50)/150)*100=66%.

Операционный рычаг характеризует степень риска организации при снижении выручки от продаж.

Если рост выручки обеспечивается ростом объема продаж, то соотношение темпов прироста прибыли и выручки, как было показано выше, определяется с учетом переменных затрат.

Прибыль растет в 1,33 раза, т.е. темп прироста: ((200-150)/150)*100=33%.

Расчеты показывают, что организация рискует прибылью меньше, если выручка от реализации возрастает за счет роста объема реализации при неизменных ценах.

Полученные соотношения показывают важность сохранения, и роста рынков сбыта продукции. В приведенном примере рост цен при сокращении объемов продаж на 10% (потеря 10% рынка) привело к сокращению прибыли на 66%.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.