Факторный анализ прибыли от продаж

Прибыль от продажи продукции (работ, услуг) в организации становится объектом особого внимания.

Проведение факторного анализа прибыли от продаж (рис. 2, 3.) позволяет:

• оценить резервы повышения эффективности производства;

• сформировать управленческие решения по использованию производственных факторов.

Рис. 2. Факторная система анализа прибыли от продаж

Прибыль от продажи продукции в целом по организации зависит от четырех факторов: объема продаж продукции в натуральных измерителях (Q), структуры продукции (D), себестоимости (С) и уровня цен (р).

Основными источниками анализа прибыли служат данные аналитического бухгалтерского учета по счетам: 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки», 84 «Нераспределенная прибыль (убыток)»; финансовой отчетности: «Отчет о прибылях и убытках» - (форма №2), «Отчет о движении капитала» (форма №3), «Приложения к бухгалтерскому балансу» (форма №5), данные финансового плана.

Рис. 3. Факторный анализ прибыли

Модель зависимости прибыли от перечисленных факторов имеет следующий вид:

(1)

где n - число наименований изделий в номенклатуре продукции.

Для упрощения процедуры анализа прибыли рекомендуется следующий порядок расчета:

) оценивается влияние общего объема продаж продукции и прибыли от единицы продукции на прибыль;

) рассчитывается влияние структурных сдвигов и удельной прибыли по каждому наименованию продукции на усредненную сумму прибыли на единицу продукции;

) рассматривается влияние цены продаж и себестоимости на прибыль от единицы продукции по каждому наименованию.

Основным аналитическим способом решения факторной модели в рассмотренном подходе служит метод абсолютных разниц.

Для примера в табл. 1 приведен расчет. Средняя цена, себестоимость и прибыль от единицы продукции рассчитаны в таблице как средневзвешенные величины. Рассмотрим влияние изменений в цене и себестоимости продукции на прибыль.

Табл. 1. Данные для расчета влияния структурных сдвигов на изменение средневзвешенной цены, себестоимости и прибыли

Вид продукции

Удельный вес продукции за период, %

Цена, руб.

Себестоимость

Прибыль, руб.

Базис

Отчет

Отклон-я

План

Отклон-я

План

Отклон-я

План

Отклон-я

А

35,3

42,1

+6,8

193

+77

149

+95

44

-18

Б

23,5

26,3

+2,8

545

+45

483

+66

62

-21

В

41,2

31,6

-9,6

178

+115

115

+117

63

-2

Итого

100

100

0

270*

+92*

214

+107

56

-15

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.