Статистический обзор состояния отрасли

Подписка на периодические издания. По совокупному тиражу периодических печатных изданий в 80-е годы ХХ века Россия была впереди планеты всей. В 1990 году подписная периодика составляла около 75% совокупного тиража периодических изданий, а ее доставку осуществляли главным образом организации федеральной почтовой связи. С 1990 по 1999 годы рынок периодической печати сокращался в среднем на 20%. С 2000 года совокупный тираж периодических изданий несколько стабилизировался на уровне около 7 миллиардов единиц в год. К тому времени доля федеральной почты в распространении периодической печати снизилась до 45%. Почта России не является участником распространения периодической печати по подписке, она на основании договоров выполняет только услуги по доставке периодических печатных изданий, а также осуществляет прием и оформление заказов подписчиков. Услуги по доставке оказывают и многочисленные альтернативные операторы: на долю Роспечати приходится 15% этого рынка, на долю других операторов - 20%. Объектом особого интереса коммерческих структур традиционно становятся крупные клиенты: промышленные предприятия, издательства, учебные заведения, торговые компании. Однако даже с учетом активности альтернативных операторов Почте России в 2006 году удается удерживать более половины (55%) рынка услуг по доставке подписных периодических изданий. Но в крупных городах происходит постепенное перераспределение рынка в пользу негосударственных компаний. По сравнению с 2005 годом в 2006-м тираж, доставляемый Почтой России, сократился на 2,5%. Сохранить свои позиции можно только при значительном повышении качества услуги: сокращении сроков доставки, снижении тарифов, повышении качества обслуживания клиентов. Многие руководители региональных филиалов стараются компенсировать падение доставки периодических изданий активизацией розничной торговли этой продукцией. Однако здесь они сталкиваются с многочисленными конкурентами. [34]

Финансовые услуги. Доходы от оказания финансовых услуг, которые предоставляет федеральная почта, по данным бюджетной отчетности за 2006 год, составляют 47% в общих доходах предприятия. В их структуре 60% приходится на доходы от выплаты пенсий и пособий, 25% - от почтовых переводов, 14% - от услуг по приему коммунальных платежей и 0,6% - на почтово-банковские услуги. [34]

- Розничные продажи. Начав торговлю в почтовых отделениях почтовыми принадлежностями и канцелярскими товарами, единое почтовое предприятие сумело расширить линейку торгового ассортимента и значительно увеличить объем реализуемой продукции. Современная сеть отделений Почты России - это мощный централизованный механизм торговли не только почтовыми услугами, но и сопутствующими товарами. Розничная сеть продаж на почте входит в пятерку крупнейших розничных сетей России. С 2005 по 2006 год почтовая розница выросла на 30%, за 2007 год рост доходов от коммерческих операций превысил 31%. [34]

Сетевые услуги. Обладая уникальной по широте охвата территории и разветвленности сетью отделений связи, Почта России просто обязана развиваться в области предоставления непрофильных сетевых услуг - таких как страхование, продажа лотерейных билетов и билетов на транспорт, рекламные и информационно-коммуникационные услуги. Пока годовой оборот от многих из них не превышает десятой доли процента доходов от коммерческих операций федеральной почты. Что уж говорить о достаточно объемных рынках в масштабе всей страны. Например, годовой объем рекламных услуг на почте составил 343 миллиона рублей, при этом объем рекламного рынка России приближается к 5 миллиардам долларов. Почта оказывает рекламные услуги, размещая рекламно-информационные материалы в помещениях отделений связи, используя наружную рекламу и распространяя печатную продукцию. На долю последней приходится около 80% доходов от рекламы. Объем российского рынка распространения печатной продукции по почтовым ящикам составляет (по оценкам экспертов из Ассоциации коммуникационных агентств России) приблизительно 25 миллионов долларов. На долю федеральной почты приходится около 26%. Однако эта сфера почтовой деятельности активно развивается: реализация лотерейных билетов выросла на 40%, страховых услуг - на 16%, рекламы - на 26%, КиберПочты - на 11%. Успехи и неудачи тех или иных проектов в различных регионах оцениваются неоднозначно. Однако экономическая привлекательность многих проектов, изучение и тиражирование положительного опыта наиболее успешных регионов может существенно расширить возможности почты. Не вызывает сомнений, что российская почта станет заметным игроком на рынке сетевых услуг страны. [34]

Структура доходов ФГУП «Почта России» в 2006 году представлена на рисунке 1.

Перейти на страницу:
1 2 3

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.