Услуги почтовой связи имеют высокую социальную направленность. Развитие рынков услуг почтовой связи, включающие информационные, товарные, финансовые потоки являются важной составляющей социально-экономического развития страны.
На сегодняшний день среди наиболее востребованных направлений остаются выплаты пенсий и пособий, денежные переводы, почтово-банковские и другие розничные услуги, предоставляемые почтой.
Почта России ведет постоянную работу по разработке и выводу на рынок новых продуктов, расширению ассортимента почтовых услуг и повышению их качества.
Развитие этих услуг выгодно трем сторонам, участвующим в процессе: самой почте, получающей от этого хоть и небольшую, но прибыль; компаниям-партнерам, которые получают доступ в крупнейшую розничную сеть; и, наконец, клиентам почты, которые получают доступ к все большему количеству услуг, и для которых первостепенное значение при выборе услуги имеет оптимальное соотношение цены и качества.
Сегодня Почта России является крупнейшей в стране розничной сетью. Вряд ли кто-нибудь может соперничать с ней по территориальной распределенности и разветвленности. [32]
В 2006 году доходы отечественной почты по сравнению с прошлым годом выросли на 25% и составили 47 миллиардов рублей. На сегодняшний день ФГУП «Почта России» занимает 40-ю позицию в рейтинге крупнейших отечественных компаний. Однако в условиях серьезной конкуренции предприятию постоянно приходится не только отстаивать свои позиции на традиционных рынках услуг почтовой связи, но и осваивать новые, перспективные направления.
Какое же место в российской экономике занимает Почта России сегодня?
Письменная корреспонденция. На рынке этой услуги ФГУП «Почта России» по-прежнему лидер - на его долю приходится 98%. Корпоративные клиенты пользуются услугами федеральной почты в основном для отправки деловой корреспонденции и рядовых документов с несрочной отправкой, а также переписки с государственными и налоговыми органами. Основными же покупателями услуг по пересылке простых и заказных писем являются физические лица. Однако их не так много - в течение 2006 года лишь 20% россиян делали отправления и 14% получали (по данным Федеральной антимонопольной службы РФ). В пересчете на душу населения количество писем в год в России составляет 8 единиц. Здесь мы пока значительно отстаем даже от Индии (15 единиц), не говоря уже о развитых странах (рекордсмен в этой области - Швейцария - 760 единиц). [34]
Экспресс - доставка. В 2006 году этот рынок оценивался, по разным источникам, от 350 до 400 миллионов долларов, однако он далеко не насыщен и продолжает расти на 35-40% в год. 2/3 от общего объема услуг курьерской и экспресс - почты предоставляют иностранные компании «Большой четверки» - DHL, TNT, UPS, FedEx, специализирующиеся на этом направлении бизнеса. На долю региональных и местных компаний («Гарантпост», «Пони-Экспресс», «Сити-Экспресс», «Экспресс-курьер») приходится 20% рынка. С 2004 года Почта России начала оказывать подобные услуги в рамках Всемирной сети экспресс - доставки документов и грузов ЕМS и стала одним из участников этого сегмента рынка. В настоящее время предприятие занимает 12% российского рынка экспресс - доставки. [34]
Курьерская доставка. До недавнего времени услуги курьерской доставки предоставлялись в России в основном частными отечественными компаниями. Объем данного рынка составляет около 40 миллионов долларов. Основная конкуренция разворачивается на внутригородском участке, так как основная масса пользователей - юридические лица - не имеют собственных служб доставки. С 2005 года в 10 филиалах ФГУП «Почта России» начала действовать внутриобластная курьерская доставка, к середине 2006 года количество регионов, где государственная почта перевозит курьерские отправления и грузы, возросло почти втрое. Доля ФГУП «Почта России» в этом одном из самых высокодоходных сегменте рынка возросла до 25%. [34]
Посылочная почта и посылторг. Объемы посылочных отправлений, пересылаемых государственной почтой, непрерывно возрастают: в 2002 году их было 11,7 миллионов, в 2006 - 24 миллиона штук.
Чаще всего посылками и грузами через Почту России отправляют рекламные образцы продукции, запчасти и комплектующие, товары посылторговых организаций, а также документы. Доля Почты России на рынке посылок, по мнению специалистов федеральной почты, составляет около 92%. Однако, по прогнозам, эта цифра будет постепенно снижаться - по причине высокой активности коммерческих операторов. Предполагается, что к 2008 году по каналам альтернативной доставки будет пересылаться около 10% посылок. Уже сейчас ряд крупных компаний, осуществляющих дистанционную торговлю, организует в различных регионах России собственные сети доставки продукции, прежде всего косметической и высокотехнологической. На данный момент главное преимущество альтернативных компаний перед Почтой России - скорость доставки. Поэтому предприятие собирается совершенствоваться именно в этом направлении. [34]
Перейти на страницу: 1 2 3
|