Организация процесса кредитования в коммерческом банке

Наиболее важное значение имеют первый и второй этап, так как здесь решается главный для обеих сторон вопрос о целесообразности либо нецелесообразности удовлетворения заявки потенциального заемщика.

Кредитование для банка - это процесс, всегда связанный с возможным риском потери значительных денежных ресурсов. Именно поэтому для снижения риска невозврата кредита используются формы обеспечения его возвратности. В российской банковской практике в качестве основных форм обеспечения возвратности кредита используются: залог, банковские гарантии, поручительства третьих лиц, страхование, цессия.

Необходимым звеном в технологии кредитного процесса являются методы кредитования. Также важным является вопрос об организационном обеспечении кредитного процесса, т.е. организации соответствующего подразделения в коммерческом банке.

Организация кредитного процесса предполагает четкое функциональное разграничение обязанностей между сотрудниками кредитного подразделения, а также между руководством банка кредитным и другими подразделениями, участие которых в данном процессе необходимо (планово-экономические, бухгалтерские, кассовые, юридические и другие службы).

Само кредитное подразделение может быть организовано в различных вариантах. Простейший и стандартный для большинства современных российских небольших банков вариант - когда имеется только кредитный отдел, сотрудники которого непосредственно работают с претендентами на кредит и заемщиками, в необходимых случаях обращаясь бухгалтерию и к юристу. При этом функцию кредитного комитета в части разрешения кредита обычно выполняет правление банка, а подчас даже отдельные его члены (например, председатель правления и заместитель, имеющий право второй подписи). Все остальные составные части кредитного процесса в таком случае либо вовсе отсутствуют, либо выполняются кредитными работниками "по совместительству".

Развитый вариант организации кредитного процесса (который, однако, не может быть сведен к какой-либо единой универсальной схеме) предполагает, что помимо собственно кредитного отдела в банке действуют также:

· кредитный комитет;

· комитет управления кредитными рисками;

· отдел кредитной политики (его функции могут быть возложены на комитет управления кредитными рисками);

· отдел кредитного анализа.

Кроме того, совершенно необходимо получать маркетинговую информацию с рынка кредитов. Желательно, чтобы это делалось на профессиональной основе. Следовательно, банку нужна своя маркетинговая служба. Организационно она может быть представлена отдельным подразделением, но может входить и в состав кредитного подразделения.

В современных условиях развития отечественного банковского бизнеса крайне желательным участником кредитного процесса со стороны банка стала служба экономической безопасности.

Перейти на страницу:
2 3 4 5 6 7 

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.