Централизация управления финансами отрасли: необходимость и формы проявления

Основными звеньями централизации являются:

формирование платежного баланса. Платежный баланс представляет собой бюджет движения финансовых потоков отрасли. В целях обеспечения финансовой прозрачности и контроля все денежные потоки подразделяются следующим образом:

входные - все доходные поступления, в том числе бюджетное финансирование, дотации, льготы, компенсации, привлечённые и заёмные денежные средства (эти средства направляются на доходные счета);

выходные - расходование средств, в том числе уплата налогов и обязательных платежей, погашение кредиторской задолженности, оплата капитального ремонта основных фондов (эти средства расходуются через расходные счета филиалов и текущие счета структурных единиц);

внутренние - оплата труда работников, материальные затраты (включая оплату топлива, электроэнергии и т.д.), расчёты между филиалами, инвестиции в развитие отрасли.

Органом, контролирующим финансовые потоки, является Казначейство. Каждый платёж проверяется на соответствие целевому назначению, плановым заданиям, пределам по оперативному платежному балансу. Казначейство осуществляет контроль платежей, производимых филиалами, путем дополнительного их акцепта;

- централизация доходных поступлений. В связи с тем что денежные средства за перевозку поступают до совершения самой перевозки, на же-лезнодорожном транспорте сформировалась особая система сбора выруч-ки, централизации доходных поступлений и определения реальных дохо- дов отдельных железных дорог после распределения доходных поступлений.

Выручка от перевозки грузов, пассажиров и багажа ежесуточно зачисляется на доходные счета ОАО "РЖД", открытые на железных дорогах (филиалах). В соответствии с утверждённым бюджетом ежедневно поступающая выручка направляется в Департамент "Казначейство" на расчётный (расходный) счёт филиала и расчётный счёт ОАО "РЖД". Выручка от прочих видов деятельности поступает на расчётные счета ОАО "РЖД" для уплаты налогов и других обязательных платежей.

Железные дороги не имеют права считать полученные суммы своими доходами, так как процесс производства транспортной продукции не завершен и неизвестно, какие конкретно железные дороги примут участие в перевозке. С этой целью ОАО «РЖД» открывает централизованный доходно-распределительный счёт, а также подсобные счета по месту расположения дорог и отделений.

Полученную на свои расчётные счета часть выручки филиалы используют в соответствии с утверждёнными бюджетами, ведут накопи-тельный учёт платежей по каждой статье расходов в суточном режиме;

установление лимита авансового финансирования. Учитывая особенности железнодорожных перевозок, доходы железной дороги могут быть определены только после семнадцатого числа, следующего за отчетным месяца. Для обеспечения оперативной эксплуатационной деятельности железных дорог в течение текущего месяца осуществляется централизованное авансовое финансирование в счёт причитающихся им доходов от перевозок. Предел (лимит) авансового финансирования является финансовым планом железных дорог и подлежит обязательному исполнению по всем статьям. Предел определяется ежемесячно и до начала месяца доводится до каждой железной дороги и банков, обслуживающих доходные счета;

централизация амортизационных отчислений. Производится в целях финансирования затрат общеотраслевого характера, оказания финансовой помощи предприятиям подотрасли, повышения эффективности использования капитальных вложений. Централизуются все амортизационные отчисления железных дорог. Впоследствии департамент финансов ОАО «РЖД» производит централизованное финансирование приобретения подвижных составов, оборудования и других объектов основных средств, а также строительство объектов общеотраслевого характера.

Перейти на страницу:
1 2 

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.