Законодательная база и организация функционирования налоговых систем

Действующая система налогообложения Прибалтийских стран начала формироваться в 1994 году, именно тогда вступили в силу основные законы, регулирующие налогообложение. Эти законы устанавливают общие принципы системы налогообложении, определяют объект налогообложения, права и обязанности, ответственность, как налогоплательщика, так и его проверяющего (управляющего налогами).

Основные налоговые законы после этого неоднократно менялись, но общая система налогообложения действует и в настоящий момент.

В марте 2001 г. стратегический комитет правительства Литвы одобрил основные положения новой налоговой системы республики. Целью проведения налоговой реформы в Литве провозглашено создание современной налоговой системы, которая стимулировала бы экономический рост страны, позволила бы стабилизировать поступления бюджетных доходов, обеспечила бы справедливое и пропорциональное налогообложение и распределение сумм налогов, а также привела бы национальное налоговое законодательство в соответствие с нормами ЕС.

Правительственные расходы в Литве финансируются с помощью 18 налогов и сборов. Это налог с юридических лиц, подоходный налог с физических лиц, налог на добавленную стоимость, дорожный налог, за пользование природными ресурсами, за загрязнение окружающей среды, налог на землю, на аренду государственных земель, регистрационный, консульский сбор, сборы за торговую точку, налоги на недвижимое имущество предприятий и организаций, акцизы, таможенные сборы, проценты за пользование государственным капиталом и взносы социального страхования.

Осуществляя экономическую деятельность на территории Литвы, любые хозяйствующие субъекты вне зависимости от происхождения их капитала облагаются следующими основными налогами:

выплаты в Фонд социального страхования;

подоходный налог, связанный с трудовыми отношениями;

отчисления в Гарантийный Фонд;

НДС (налог на добавочную стоимость);

налог на недвижимое имущество;

налог на прибыль;

социальный налог;

налог на загрязнение окружающей среды.

В Литве существуют две свободные экономические зоны: в Клайпеде и в Каунасе. Они будут существовать, согласно литовскому законодательству, до 2019 года. В Клайпеде величина зоны составляет 200 га., в Каунасе - 500 га. Для получения права работы в свободной экономической зоне Литвы необходимы инвестиции в экономику Литвы не менее 1 млн. ЕВРО (это означает, что капитализация бизнеса - (активы и оборот) должны быть не менее 1 млн евро). При этом предприятие - инвестор в течение 6 первых лет работы освобождается от уплаты налогов, а земельный налог составит 50 %. В свободных экономических зонах поощряется развитие следующих видов коммерческой деятельности: поставки газа, воды и электричества; строительство; розничная и оптовая торговля; гостиничный, ресторанный бизнес; логистика; бизнес в сфере недвижимого имущества; просвещение, здравоохранение; издательская деятельность; бизнес в сфере обслуживания; производство табачных изделий.

Общая система налогообложения в Эстонии была коренным образом сформирована в 1993 году, когда в стране был принят ряд налоговых актов. С тех пор в налоговом законодательстве Эстонии произошли некоторые изменения. Система налогообложения в Эстонии состоит из государственных и местных налогов.

Эстония относительно недавно стала членом Евросоюза, но приводить свое налоговое законодательство в соответствие с нормами Евросоюза начала в 2000 году (15 декабря 1999 г. был принят новый закон о налоге на доходы, вступивший в силу в январе 2000 г.). Причем налоговая система Эстонии не была слепо скопирована какой-либо западноевропейской страны, а создавалась самостоятельно практически «с нуля». Ее аналогов в Евросоюзе нет.

Общие принципы налогообложения устанавливает Закон о налогообложении, который определяет объект налогообложения, права и обязанности, ответственность налогоплательщика и управляющего налогами. Государственные налоги являются основной доходной составляющей государственного бюджета Эстонии.

Аналогов эстонской системе налогообложения в Евросоюзе нет, ибо только в Эстонии отсутствует налог на прибыль, если прибыль не распределяется. Тем не менее, с учетом того, что Эстония является членом Евросоюза и обязана следовать директивам ЕС, Эстонию вряд ли следует рассматривать как оффшор или налоговую гавань. Скорее, это весьма привлекательная низко налоговая юрисдикция. В Эстонии нет валютного контроля, а резиденты (как физические, так и юридические лица) могут держать свои средства на счетах в иностранных банках без каких-либо ограничений.

Латвия - страна, строящая свои экономические отношения со странами Западной Европы, интегрирующаяся в различные западноевропейские политические и экономические организации.

Перейти на страницу:
1 2

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.