Разработка политики распределения прибыли ОАО «Нефтекамскхимпром»

Переход отечественной экономики на новые для нее рыночные формы хозяйствования заставляет продолжить исследования в области оптимальных пропорций распределения прибыли коммерческих предприятий между государством, собственниками предприятий и наемными работниками. При этом в современных условиях наибольший интерес представляют особенности распределения прибыли крупных корпораций как основного источника формирования прибыли и ее распределения с целью повышения налоговых доходов бюджета государства, а также повышения уровня жизни работников корпораций. Поиск новых экономических инструментов, технологий и направлений распределения прибыли крупных корпораций особенно актуален на этапе современного посткризисного восстановительного роста экономики России. Это обусловлено наличием ряда проблем, среди которых наиболее важными представляются следующие. Кресла для сотрудников офисные кресла.

В связи с тем, что большинство крупных российских корпораций создано в форме акционерных обществ, показатели эффективности и перспективы дальнейшего функционирования корпораций зависят не только от размера прибыли в текущем году, но и от ее эффективного распределения по направлениям деятельности. Одно из таких направлений - распределение чистой прибыли в виде выплаты дивидендов акционерам, т. е. собственникам корпорации [15. С.182].

Следствием этого является необходимость формирования и оптимизации дивидендной политики, которая в результате выступает как одна из форм распределения чистой прибыли корпорации. Опыт большинства российских корпораций в этой сфере находится в стадии становления, а решение о выплате дивидендов не рассматривается предприятиями как инструмент влияния на их рыночную стоимость. Так, по некоторым оценкам, не менее 60-70% акционерных капиталов в России собрано в крупные или контролирующие пакеты, собственники которых часто не заинтересованы в повышении рыночной стоимости предприятия, в получении доходов через дивиденды и посредством роста биржевых котировок.

Решения корпорации относительно дивидендов пересекаются с другими решениями по финансированию и инвестиционными решениями. Некоторые корпорации выплачивают низкие дивиденды, поскольку менеджмент оптимистично настроен относительно перспектив и намерен использовать чистую прибыль на цели развития. В этом случае дивиденды выплачиваются, если после удовлетворения инвестиционных нужд у компании остается некапитализированная прибыль. Другие предприятия финансируют капвложения за счет долгосрочных кредитов и займов, что позволяет направлять значительную часть чистой прибыли на выплату дивидендов.

Несмотря на недолгий пока период функционирования новой российской экономики, уже сейчас назрела необходимость вносить дополнительные изменения и коррективы в существующий механизм распределения прибыли хозяйствующих субъектов. В этом направлении предстоит еще много сделать финансовой науке, важной областью которой является теория распределения прибыли крупных корпораций.

Для уточнения экономического содержания категории «распределение прибыли» была рассмотрена эволюция ее трактовки в экономической теории. Можно выделить следующие подходы зарубежных и российских ученых к определению этого понятия.

У. Петти, А. Тюрго, Ф. Кенэ: «Совокупный общественный продукт распределяется на заработную плату и ренту». Считали, что чистый продукт представляет собой результат взаимодействия земли и капитала, и исключали из его источников такой фактор, как труд. Поэтому их концепция сводилась по большей части к увеличению вложений в сельское хозяйство как основную отрасль производства, обеспечивающую рост богатства страны [31. С.384].

Ж. Б. Сей, А. Пигу, А. Маршалл: «Распределение чистого продукта состоит в образовании следующих доходов: ренты, заработной платы, процента и прибыли, которые распределяются соответственно между наемными рабочими, землевладельцами и капиталистами». Национальный доход на макроэкономическом уровне рассматривается как сумма стоимостей чистых доходов отдельных товаропроизводителей [31. С.386].

А. Смит, Д. Риккардо, К. Маркс: «Распределение совокупного продукта на фонд возмещения потребленных средств производства, фонд накопления капитала и доходы участников производства». Стоимость валового общественного продукта рассматривается как стоимость авансированного и потребленного в производстве постоянного и переменного капитала плюс прибавочная стоимость, распадающаяся на прибыль и ренту [31. С.386].

П. Самуэльсон, Г. Хаберлер: «Распределение дохода является функцией темпа накопления капитала. Последний - определяет норму прибыли в национальном доходе. Доля и размер заработной платы определяются, как правило, остаточным методом под влиянием экономических, политических и социальных факторов» [31. С.387].

Перейти на страницу:
1 2 3 4

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.