Разработка политики распределения прибыли ОАО «Нефтекамскхимпром»

Переход отечественной экономики на новые для нее рыночные формы хозяйствования заставляет продолжить исследования в области оптимальных пропорций распределения прибыли коммерческих предприятий между государством, собственниками предприятий и наемными работниками. При этом в современных условиях наибольший интерес представляют особенности распределения прибыли крупных корпораций как основного источника формирования прибыли и ее распределения с целью повышения налоговых доходов бюджета государства, а также повышения уровня жизни работников корпораций. Поиск новых экономических инструментов, технологий и направлений распределения прибыли крупных корпораций особенно актуален на этапе современного посткризисного восстановительного роста экономики России. Это обусловлено наличием ряда проблем, среди которых наиболее важными представляются следующие. Здесь информация о кредит должнику плохая кредитная история infokredit24.ru.

В связи с тем, что большинство крупных российских корпораций создано в форме акционерных обществ, показатели эффективности и перспективы дальнейшего функционирования корпораций зависят не только от размера прибыли в текущем году, но и от ее эффективного распределения по направлениям деятельности. Одно из таких направлений - распределение чистой прибыли в виде выплаты дивидендов акционерам, т. е. собственникам корпорации [15. С.182].

Следствием этого является необходимость формирования и оптимизации дивидендной политики, которая в результате выступает как одна из форм распределения чистой прибыли корпорации. Опыт большинства российских корпораций в этой сфере находится в стадии становления, а решение о выплате дивидендов не рассматривается предприятиями как инструмент влияния на их рыночную стоимость. Так, по некоторым оценкам, не менее 60-70% акционерных капиталов в России собрано в крупные или контролирующие пакеты, собственники которых часто не заинтересованы в повышении рыночной стоимости предприятия, в получении доходов через дивиденды и посредством роста биржевых котировок.

Решения корпорации относительно дивидендов пересекаются с другими решениями по финансированию и инвестиционными решениями. Некоторые корпорации выплачивают низкие дивиденды, поскольку менеджмент оптимистично настроен относительно перспектив и намерен использовать чистую прибыль на цели развития. В этом случае дивиденды выплачиваются, если после удовлетворения инвестиционных нужд у компании остается некапитализированная прибыль. Другие предприятия финансируют капвложения за счет долгосрочных кредитов и займов, что позволяет направлять значительную часть чистой прибыли на выплату дивидендов.

Несмотря на недолгий пока период функционирования новой российской экономики, уже сейчас назрела необходимость вносить дополнительные изменения и коррективы в существующий механизм распределения прибыли хозяйствующих субъектов. В этом направлении предстоит еще много сделать финансовой науке, важной областью которой является теория распределения прибыли крупных корпораций.

Для уточнения экономического содержания категории «распределение прибыли» была рассмотрена эволюция ее трактовки в экономической теории. Можно выделить следующие подходы зарубежных и российских ученых к определению этого понятия.

У. Петти, А. Тюрго, Ф. Кенэ: «Совокупный общественный продукт распределяется на заработную плату и ренту». Считали, что чистый продукт представляет собой результат взаимодействия земли и капитала, и исключали из его источников такой фактор, как труд. Поэтому их концепция сводилась по большей части к увеличению вложений в сельское хозяйство как основную отрасль производства, обеспечивающую рост богатства страны [31. С.384].

Ж. Б. Сей, А. Пигу, А. Маршалл: «Распределение чистого продукта состоит в образовании следующих доходов: ренты, заработной платы, процента и прибыли, которые распределяются соответственно между наемными рабочими, землевладельцами и капиталистами». Национальный доход на макроэкономическом уровне рассматривается как сумма стоимостей чистых доходов отдельных товаропроизводителей [31. С.386].

А. Смит, Д. Риккардо, К. Маркс: «Распределение совокупного продукта на фонд возмещения потребленных средств производства, фонд накопления капитала и доходы участников производства». Стоимость валового общественного продукта рассматривается как стоимость авансированного и потребленного в производстве постоянного и переменного капитала плюс прибавочная стоимость, распадающаяся на прибыль и ренту [31. С.386].

П. Самуэльсон, Г. Хаберлер: «Распределение дохода является функцией темпа накопления капитала. Последний - определяет норму прибыли в национальном доходе. Доля и размер заработной платы определяются, как правило, остаточным методом под влиянием экономических, политических и социальных факторов» [31. С.387].

Перейти на страницу:
1 2 3 4

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.