Методика оценки абсолютных показателей прибыли и рентабельности предприятия

Эффект от деятельности любого предприятия характеризуется получаемой прибылью либо убытком. Прибыль, очевидно, показатель абсолютный, а ее относительная величина определяется при помощи показателей рентабельности. Делать какие-то выводы только по банально рассчитанным показателям затруднительно, поэтому целесообразно проводить анализ прибыли и рентабельности фирмы [23. С.126].

Существует достаточно много методик анализа, но мы рассмотрим лишь несколько. Первой из них будет горизонтальный анализ прибыли и рентабельности. Он состоит в изучении изменения данных показателей в рамках одного предприятия с течением времени. Иными словами, используя показатели за несколько периодов, можно определить их абсолютные и относительные изменения, что позволит выявить основные тенденции динамики как прибыли, так и рентабельности. Что касается прибыли, то горизонтальный анализ можно проводить не только по одному показателю, а по отчету о прибылях и убытках в целом. В этом случае можно оценить не только то, как изменялась сама прибыль, но и те факторы, которые на нее влияют.

Кроме того, следует затронуть тот факт, что упомянутый выше отчет, может быть, подвергнут вертикальному анализу, то есть анализу структуры. С помощью него можно будет проследить изменение доли в выручке и прибыли, и себестоимости, и налогов, а также иных факторов, оказывающих влияние на формирование прибыли.

Обобщающая оценка финансового состояния предприятия достигается на основе таких результативных показателей, как прибыль и рентабельность.

Анализ формирования и использования прибыли предполагает следующие этапы [28. С.121]:

анализ состава и динамики балансовой прибыли;

анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности;

анализ уровня среднереализационных цен;

анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности;

анализ рентабельности деятельности предприятия;

анализ распределения и использования прибыли.

В анализе используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

Балансовая прибыль включает в себя прибыль от обычных видов деятельности, финансовые результаты от операционных и внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств.

В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли от обычной деятельности, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку необходимо скорректировать на средневзвешенный рост цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а себестоимость товаров, продукции (работ, услуг) уменьшить на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

Основную часть прибыли предприятия получают от обычных видов деятельности, к которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг).

Прибыль от продаж продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема продаж продукции (VРП); ее структуры (УДi); себестоимости (Зi) и уровня среднереализационных цен (Цi) [29. С.130].

Объем продаж продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли. Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Перейти на страницу:
1 2 3 4

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.