Выбор подходов и методов

Проанализировав объем и качество доступной информации, необходимой для проведения оценки затратным подходом, оценщики пришли к выводу о необходимости применения в рамках затратного подхода метод скорректированных чистых активов.

Обоснование применимости сравнительного подхода к оценке рыночной стоимости объекта оценки

Сравнительный подход к оценке актива предполагает, что ценность актива определяется тем, за сколько он может быть продан при наличии достаточно сформированного финансового рынка. Другими словами, наиболее вероятной величиной стоимости оцениваемого объекта оценки может быть реальная цена продажи аналогичного объекта, зафиксированная рынком.

Теоретической основой сравнительного подхода являются следующие базовые положения:

· в качестве исходной информации используются реально сформированные рынком цены на аналогичные предприятия (акции). При наличии развитого финансового рынка фактическая цена купли-продажи предприятия в целом или одной акции наиболее интегрально учитывает многочисленные факторы, влияющие на величину стоимости собственного капитала предприятия. К этим факторам можно отнести соотношение спроса и предложения на данный вид бизнеса, уровень риска, перспективы развития отрасли, конкретные особенности предприятия.

· сравнительный подход базируется на принципе альтернативных инвестиций. Инвестор, вкладывая деньги в акции, покупает, прежде всего, будущий доход. Производственные, технологические и другие особенности конкретного бизнеса интересуют инвестора только с позиции перспектив получения дохода. Стремление получить максимальный доход на размещенные инвестиции при адекватном риске и свободном размещении капитала обеспечивает выравнивание рыночных цен.

· цена компании отражает ее производственные и финансовые возможности, положение на рынке, перспективы развития. Следовательно, в аналогичных предприятиях должно совпадать соотношение между ценой и важнейшими финансовыми параметрами, такими, как прибыль, объем реализации, балансовая стоимость собственного капитала. Эти и другие финансовые параметры играют определяющую роль в формировании дохода, получаемого инвестором.

Основным преимуществом сравнительного подхода является то, что он ориентируется на фактически достигнутые цены купли-продажи аналогичных компаний и отражает текущее состояние спроса и предложения на финансовом рынке по отношению к оцениваемому объекту оценки.

Сравнительный подход базируется на ретроспективной информации и, следовательно, отражает фактически достигнутые результаты производственно-хозяйственной деятельности, в то время как доходный подход ориентирован на прогнозы относительно будущих доходов.

В целом возможность применения сравнительного подхода зависит от наличия активного финансового рынка, поскольку подход предполагает использование данных о фактически совершенных сделках, а также от открытости рынка и доступности финансовой информации.

Сравнительный подход к оценке бизнеса предполагает, что ценность активов определяется тем, за какую сумму они могут быть проданы при наличии достаточно сформированного финансового рынка. Другими словами, наиболее вероятной величиной стоимости оцениваемого предприятия может быть реальная цена продажи аналогичных активов, зафиксированных рынком.

В зависимости от целей, объекта и конкретных условий оценки сравнительный подход предполагает использование двух основных методов:

· Метод рынка капитала (метод компании-аналога).

· Метод сделок.

Метод рынка капитала основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. Таким образом, базой сравнения служит цена на единичную акцию акционерных обществ открытого типа. Поэтому, в чистом виде данный метод используется для оценки миноритарных пакетов акций. При оценке предприятия в целом необходимо введение премии за контроль.

Метод сделок ориентирован на цены приобретения предприятия в целом, либо крупных пакетов акций. Это определяет наиболее оптимальную сферу применения данного метода оценки - оценка предприятия или контрольного пакета акций.

В целом технологии применения метода рынка капитала и метода сделок практически совпадают, различие заключается только в типе исходной информации: либо цена одной акции, не дающая никаких элементов контроля, либо цена контрольного пакета, включающая премию за элементы контроля.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.