Выбор подходов и методов

Подходы, используемые при оценке рыночной стоимости пакета акций

В соответствии с российскими оценочными стандартами (Федеральные стандарты оценки (ФСО № 1, ФСО № 2, ФСО № 3), утвержденные приказами Минэкономразвития России от 20 июля 2008г. № 256, 255, 254), процедура оценки рыночной стоимости пакета акций проводится с использованием трех подходов:

· доходного подхода (подхода капитализации дохода к оценке бизнеса);

· затратного подхода (подхода к оценке бизнеса на основе активов);

· сравнительного подхода (рыночного подхода к оценке бизнеса).

Перед проведением расчетов стоимости объекта оценки по каждому из подходов, проводится обоснование применимости подходов к оценке.

После получения результатов оценки по каждому из применяемых подходов осуществляется согласование результатов, и рассчитывается итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки.

Обоснование применимости доходного подхода к оценке рыночной стоимости объекта оценки

Доходный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки.

Применение доходного подхода опирается на концепцию приведенной стоимости: стоимость любого актива представляет собой приведенную стоимость ожидаемых в будущем денежных потоков от актива, дисконтированных по ставке, соответствующей степени риска инвестирования в данный актив.

При оценке объекта оценки с позиции доходного подхода во главу ставится доход как основной фактор, определяющий величину стоимости объекта. Чем больше доход, приносимый объектом, тем больше величина его стоимости при прочих равных условиях. При этом имеют значение продолжительность периода получения возможного дохода, степень и вид рисков, сопровождающих данный процесс.

Данный подход предусматривает:

· определение времени получения доходов;

· составление прогноза будущих доходов;

· оценку риска, связанного с получением доходов;

· приведение будущих доходов к текущей стоимости.

Доходный подход является одним из основных подходов при оценке действующего предприятия (бизнеса), позволяющий определить рыночную стоимость предприятия в зависимости от ожидаемых в будущем доходов. Методы, используемые в рамках доходного подхода можно разделить на две группы:

1. методы, основанные на пересчете будущих ежегодных денежных потоков предприятия в текущую стоимость (метод дисконтирования денежных потоков);

2. методы, базирующиеся на накоплении средней величины дохода (метод капитализации чистой прибыли).

Метод дисконтирования денежных потоков предполагает составление четкого прогноза динамики развития предприятия, как правило, на ближайшие три - пять лет. Все спрогнозированные денежные потоки затем дисконтируются, то есть их будущая величина приводится к стоимости на дату проведения оценки. Таким образом, основные задачи при использовании методов дисконтирования состоят в следующем:

· правильно спрогнозировать будущие денежные потоки предприятия;

· учесть факторы риска в ставке дисконтирования;

· определить ставку дисконтирования;

· определить текущую стоимость будущих денежных потоков их дисконтированием;

· внести заключительные поправки.

Зная величины будущих денежных потоков и ставки дисконтирования, можно определить рыночную стоимость предприятия по формуле:

где:

V - рыночная стоимость компании до внесения поправок,

CFi - величина денежного потока в i

- ый год прогнозного периода,

CFn+1 - величина денежного потока в первый год постпрогнозного периода,

r1 - ставка дисконтирования в прогнозный период,

r2 - ставка дисконтирования в постпрогнозный период,

n - длительность прогнозного периода.

g - темпы роста денежного потока в постпрогнозный период

Метод капитализации доходов, по сути, является разновидностью метода дисконтирования денежных потоков. Процесс определения рыночной стоимости предприятия методом капитализации дохода сводится к решению следующих основных задач:

· выбор вида дохода, который будет использоваться в качестве базы для оценки, определение его величины;

· анализ и прогноз изменения дохода в будущем;

· определение коэффициента капитализации;

· капитализация доходов;

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.