Сравнительный подход к оценке стоимости предприятия (бизнеса)

Порядок расчета и основные правила применения ценовых мультипликаторов.

Мультипликатор цена/выручка от реализации.Нет необходимости проведения сложных корректировок, этот мультипликатор не зависит от методов бухучета. Особенность применения мультипликатора цена/выручка от продаж заключается в обязательном учитывании структуры капитала оцениваемой компании и аналогов. Если она существенно отличается, то мультипликатор лучше определяется при расчете на инвестированный капитал. Процедура оценки предприятий с различным соотношением собственных и заемных средств осуществляется следующим образом:

1. По компании-аналогу рассчитывается инвестированный капитал как сумма рыночной стоимости собственного капитала и долгосрочных обязательств.

2. Рассчитывается мультипликатор как отношение инвестированного капитала к финансовой базе аналога.

3. По оцениваемому предприятию определяется величина инвестированного капитала: адекватная финансовая база оцениваемого предприятия умножается на величину мультипликатора.

4. Рассчитывается стоимость собственного капитала оцениваемого предприятия как разность инвестированного капитала и стоимости долгосрочных обязательств оцениваемой компании[19].

Мультипликатор цена/физический объем является разновидностью мультипликатора цена/выручка от продаж. В этом случае цена сопоставляется не со стоимостным, а с натуральным показателем, который может отражать физический объем производства, размер производственных площадей, количество установленного оборудования, а также любую другую единицу измерения мощности[19].

Мультипликатор цена/балансовая стоимость активов.Для расчета в качестве финансовой базы используется балансовая стоимость аналогичных компаний на дату оценки либо на последнюю отчетную дату. Оптимальная сфера применения данного мультипликатора - оценка холдинговых компаний либо необходимость быстро реализовать крупный пакет акций. Финансовой базой для расчета являются чистые активы оцениваемой компании и компаний-аналогов. Причем за основу можно брать как балансовые отчеты компаний, так и ориентированную величину чистых активов, полученную оценщиком расчетным путем[19].

Мультипликатор цена/чистая стоимость активов.

Его применяют в том случае, если соблюдаются следующие требования:

· оцениваемая компания имеет значительные вложения в собственность: недвижимость, оборудование;

· основной деятельностью компании являются хранение, покупка и продажа такой собственности. Управленческий и рабочий персонал добавляет к продукции в этом случае незначительную стоимость[19].

Формирование итоговой величины стоимости.

Процесс формирования итоговой величины стоимости состоит из:

выбора величины мультипликатора и применения его к оцениваемому предприятию;

анализа полученного уровня стоимости (получен уровень контроля или неконтроля - зависит от примененного метода оценки);

внесения итоговых корректировок[19].

Таким образом, применение сравнительного подхода может осуществляться при выполнении следующих условий:

· имеется достаточно информации по продажам компаний или их акций для проведения оценки;

· имеется достаточно информации по сопоставимым предприятиям для проведения финансового анализа, расчета мультипликаторов и внесения поправок;

· показатели, используемые для расчета мультипликаторов, являются положительными значительными величинами[19].

Перейти на страницу:
1 2 

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.