Сравнительный подход к оценке стоимости предприятия (бизнеса)

Оценка стоимости предприятия сравнительным подходом строится на принципе замещения. Сравнительный подход в оценке предполагает, что ценность активов определяется тем, за сколько они могут быть проданы при наличии достаточно сформированного финансового рынка. Другими словами, наиболее вероятной величиной стоимости оцениваемого предприятия может быть реальная цена продажи аналогичной фирмы, зафиксированная рынком. В сравнительном подходе выделяют три метода:

- метод рынка капитала;

- метод сделок;

- метод отраслевых коэффициентов.

Метод рынка капитала

предполагает использование в качестве базы для сравнения реальные цены, выплаченные за акции аналогичных компаний на фондовых рынках. Преимущество данного метода заключается в использовании фактической информации, а не прогнозных данных, имеющих известную неопределенность. Данный метод оценивает стоимость предприятия на уровне неконтрольного (миноритарного) пакета акций[19].

Метод сделок

является частным случаем метода рынка капитала. Основан на ценах приобретения целых аналогичных предприятий, предполагает использование в качестве базы для сравнения цены акций, по которым приобретались контрольные пакеты акций или компании в целом. Метод определяет уровень стоимости контрольного

(мажоритарного)

пакета акций, позволяющего полностью управлять предприятием[19].

Метод отраслевых коэффициентов

основан на рекомендуемых соотношениях между ценой и определенными финансовыми параметрами. Метод отраслевых коэффициентов пока не получил достаточного распространения в отечественной практике в связи с отсутствием необходимой информации, требующей длительного периода наблюдения[19].

Все три метода сравнительного подхода основываются на ценах за акции компаний-аналогов на фондовых рынках. Учитывая особенности оцениваемой компании, а также практически полное отсутствие данных о сделках по продаже предприятий, аналогичных оцениваемому, данный метод при выполнении оценки рассматриваемых предприятий применяется с ограничениями[19].

Указанные методы реализуются следующим путем:

Во-первых, осуществляется сбор рыночной (ценовой) информации о проданных предприятиях или их пакетах акций, которая представляет собой данные о фактических ценах купли-продажи акций, аналогичных с акциями оцениваемой компании. Качество и доступность информации зависят от уровня развития фондового рынка.

Финансовая информация обычно представлена бухгалтерской и финансовой отчетностью, а также дополнительными сведениями, позволяющими определить сходство компаний и провести необходимые корректировки, обеспечивающие необходимую сопоставимость. Финансовая информация должна быть представлена отчетностью за последний отчетный год и предшествующий период[19].

Во-вторых, осуществляется отбор аналогичных компаний по критериям, состав которых определяется условиями оценки, наличием необходимой информации, приемами и методами, используемыми при оценке. На практике невозможно проанализировать все факторы, по которым осуществляется окончательный отбор, однако критерий отраслевого сходства является обязательным[19].

Основными критериями отбора являются: отраслевое сходство, размер компании (объем реализованной продукции и услуг, объем прибыли, число филиалов и т. д.), перспективы роста, финансовый риск, качество менеджмента.

На основе анализа критериев можно сделать один из следующих выводов:

· компания сопоставима с оцениваемой по ряду характеристик и может быть использована для расчета мультипликаторов;

· компания недостаточно сопоставима с оцениваемой и не может быть использована в процессе оценки.

В- третьих, проводится финансовый анализ и сопоставление оцениваемой компании и компаний-аналогов с целью выявления наиболее близких аналогов оцениваемого предприятия.

В- четвертых, осуществляется выбор и расчет оценочных (ценовых) мультипликаторов- коэффициентов, показывающих соотношение между рыночной ценой предприятия или акции и финансовой базой, которая является измерителем, отражающим финансовые результаты деятельности предприятия, к которым можно отнести не только прибыль, но и денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и некоторые другие[19].

Для расчета мультипликатора необходимо:

определить цену рыночной стоимости компании-аналога; это даст значение числителя в формуле;

вычислить финансовую базу (прибыль, выручку от реализации, стоимость чистых активов и т.д.) либо за определенный период, либо по состоянию на дату оценки; это даст величину знаменателя[19].

В оценочной практике выделяют два типа мультипликаторов: интервальные и моментные.

К интервальным мультипликаторам относятся:

1) цена/прибыль;

2) цена/денежный поток;

) цена/дивидендные выплаты;

) цена/выручка от продаж.

К моментным мультипликаторам относятся:

1) цена/балансовая стоимость активов;

2) цена/чистая стоимость активов (собственного капитала)[19].

Перейти на страницу:
1 2

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.