Ограничения, установленные Налоговым кодексом, при проведении выездной налоговой проверки

Налоговым кодексом РФ установлен ряд ограничений на проведение выездных налоговых проверок:

) По проверяемому периоду. Согласно п.1.ст.87 НК РФ налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Указанный календарный срок связан с трехгодичным сроком давности привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений .

) по продолжительности проверки. Согласно пункту 6 статьи 89 НК РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев Указанный срок может быть продлен решением руководителя до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. Приказом ФНС России утверждены Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки (далее - Основания продления срока) . Подпунктом 2 пункта 3 Оснований продления срока предусмотрено, что основанием продления срока проведения выездной налоговой проверки может являться получение в ходе проведения выездной налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика нарушений налогового законодательства и требующей дополнительной проверки. Подпунктом 5 пункта 3 Оснований продления срока предусмотрено, что основанием продления срока проведения выездной налоговой проверки может являться также непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в установленный в соответствии с пунктом 3 статьи 93 НК РФ срок документов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки.

Подпунктом 4 пункта 3 Оснований продления срока предусмотрено, что основанием продления срока проведения выездной налоговой проверки может являться проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений.

Срок продления проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента . При этом в указанный срок не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о предоставлении документов и представлением им запрашиваемых документов (в соответствии со ст. 93 НК РФ у налогоплательщика имеется пять дней для предоставления требуемых документов).

Налогоплательщику следует вести журнал учета посещений проверяющих, в котором делать отметки об их присутствии. Сумма этих периодов будет являться сроком проведения выездной налоговой проверки. Соответствующий документ налогоплательщика, а также внутренние документы налогового органа, фиксирующие направление сотрудников на проведение выездной налоговой проверки, будут рассматриваться как доказательства.

Так же необходимо отметить, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

) истребования документов (информации) у контрагентов налогоплательщика или других лиц;

) получения информации от иностранных государственных органов;

) проведения экспертиз

) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление и возобновление проверки оформляется соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Общий срок приостановления проверки не может превышать шести месяцев. В случае, если налоговый орган не смог получить в этот срок запрашиваемую у иностранных органов информацию, тогда срок приостановления проверки может быть продлен еще на три месяца.

) По частоте проведения. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.

) По повторяемости. Запрещается проведение повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период.

Независимо от времени проведения предыдущей выездной проверки могут проводиться проверки, осуществляемые:

в связи с реорганизацией или ликвидацией организации;

в порядке контроля за деятельностью налогового органа, ранее проводившего выездную налоговую проверку (п.10 ст. 89 НК РФ).

Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа. Кроме того, повторной налоговой проверкой не могут быть охвачены периоды деятельности налогоплательщика, которые не были проверены в ходе выездной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации. При этом решение о проведении выездной налоговой проверки в обязательном порядке должно содержать, в частности, сведения о должностях, фамилиях и инициалах сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки (п. 2 ст. 89 НК РФ).

Перейти на страницу:
1 2

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.