Порядок бухгалтерского учета финансовых результатов

Финансовый результат представляет собой прирост (уменьшение) капитала организации, вызванной ее предпринимательской и иной деятельностью. Данный результат в виде прибыли означает превышение доходов над расходами. В связи с этим все нормативные документы в области учета в разной степени отражают составные части финансового итога. [17]

Финансовые результаты деятельности организации определяются как разница между полученными доходами и произведенными расходами, принципы бухгалтерского учета которых установлены ПБУ 9/99 «Доходы организации» [2] и ПБУ 10/99 «Расходы организации». [3]

Обычными видами деятельности в сфере предпринимательства являются продажа товаров, продукции, выполнение работ, оказание услуг, а доходы от этих операций (выручка) считаются доходами от обычных видов деятельности. Обычный вид деятельности закрепляется в уставе организации.

Для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности, а также для определения финансового результата предназначен счет 90 «Продажи». Выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

1) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

2) сумма выручки может быть определена;

) имеется уверенность, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации;

) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (оказана услуга);

) произведенные расходы по этой операции могут быть определены.

Если в отношении денежных средств, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.

На момент признания выручки в бухгалтерском учете оформляется запись:

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Кредит счета 90 субсчет 1 «Выручка».

Сумма себестоимости проданных изделий, работ и услуг относится в дебет счета 90 субсчет 2 «Себестоимость продаж». Одновременно кредитуются счета 20 «Основное производство», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», 44 «Расходы на продажу», 45 «Товары отгруженные».

Одновременно в учете отражают сумму налогов и сборов, обязательства, по уплате которых возникают у предприятия в момент признания выручки от продаж:

Дебет счета 90 субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость»

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

Дебет счета 90 субсчет 4 «Акцизы»

Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Счет 90 используется не только для исчисления результата продажи, но и для формирования накопительных итогов к отчету о прибылях и убытках. По окончании каждого месяца счет 90 субсчет 9 «Прибыль (убыток) от продаж закрывается перечислением сумм на счет 99 «Прибыли и убытки». Однако все субсчета этого счета имеют дебетовое или кредитовое сальдо, величина которого накапливается, начиная с января отчетного года. [17]

Согласно п. 2 ПБУ 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением вкладов по решению участников (собственников имущества).

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг. Расходами по обычным видам деятельности считается также возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений.

Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной или иной форме или величине кредиторской задолженности (с учетом положений п. 3 ПБУ 10/99).

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

материальные затраты;

затраты на оплату труда;

отчисления на социальные нужды;

амортизация;

прочие затраты.

Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно. [17]

До 2006 года в зависимости от характера, условия получения и направлений деятельности организации различались доходы и расходы по обычным видам деятельности и прочие доходы и расходы, которые, в свою очередь, подразделялись на операционные, внереализационные, и чрезвычайные.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.