Методология и эффективность управления запасами и ебиторской задолженностью предприятия

Эффективность управления оборотными средствами характеризуется системой экономических показателей, прежде всего оборачиваемостью оборотных средств [16. С.167].

Оценка оборачиваемости товарно-материальных запасов проводится по каждому их виду (производственные запасы, готовая продукция). Поскольку производственные запасы учитываются по стоимости их заготовления (приобретения), для расчета коэффициента оборачиваемости запасов используется себестоимость реализованной продукции. Оценка эффективности управления запасами рассчитывается с помощью следующих показателей:

– средняя величина запасов;

– срок хранения запасов;

– оборачиваемость запасов:

К об. З = , (2)

где К об. З - оборачиваемость запасов, оборотов;

S - себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.;

Стср. З - среднегодовая стоимость запасов, тыс. руб.

Рациональная организация производственных запасов - непременное условие повышения эффективности использования оборотных средств.

– продолжительности одного оборота в днях:

Д = , (3)

где Д - продолжительности одного оборота в днях;

Т - число дней в отчетном периоде.

Анализ дебиторской задолженности строится в целом на методологии, изложенной в рамках финансового анализа, в том числе на оборачиваемости этого актива, периоде оборота в днях. Динамика этих показателей может быть весьма информативной.

Выделим основные методы сокращения дебиторской задолженности:

– политика инкассации - методы, которые компания использует для взимания дебиторской задолженности;

– заключение договоров с покупателями с гибкими условиями сроков и формы оплаты: предоплата, частичная предоплата, передача на реализацию, выставление промежуточного счета, банковская гарантия, гибкое ценообразование;

– продажа дебиторской задолженности - факторинг [27. С.210].

При управлении дебиторской задолженностью возможно применение факторинговой операции. Факторинг - вид финансовых услуг, оказываемых коммерческими банками или фактор-компаниями мелким и средним фирмам-клиентам. Суть услуг состоит в том, что фактор-фирма, имеющая статус кредитного учреждения, приобретает у клиента право на взыскание долгов и частично оплачивает своим клиентам требования к их должникам, то есть возвращает долги в размере, как правило, от 70 до 90 % долга до наступления срока их оплаты должником. Остальная часть долга за вычетом процентов возвращается клиентам после погашения должником всего долга. В результате клиент фактор-фирмы получает возможность быстрее возвратить долги, осуществить платежи, за что он выплачивает фактор-фирме определенный процент. При осуществлении факторинга клиент передает свое право получения долга от должника фактор-фирме.

Имеется много способов максимизировать доходность дебиторской задолженности и свести к минимуму возможные потери. Основными из них являются:

) Выставление счетов. При циклическом составлении счетов они выставляются покупателям в различные периоды времени. При такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на "А" могут быть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца, тем, чьи фамилии начинаются на "Б", счета будут выставлены во второй день и так далее. Счета покупателям должны быть отправлены в течение двадцати четырех часов со времени и составления.

Для ускорения взимания платежей можно направлять счета-фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. Можно также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы.

) Защита страхованием. Можно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования. Указанные способы оценки и методы управления задолженностью должны способствовать снижению степени риска неполучения денег от должников [15. С.292].

Анализ эффективности управления дебиторской задолженностью предприятия рекомендуется проводить с помощью следующим показателей:

– определение оборачиваемости дебиторской задолженности:

КДЗ = , (4)

где Кдз - коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, оборотов;

Vp - выручка от реализации, тыс. руб.;

ДЗ - средняя величина дебиторской задолженности, тыс. руб.

Перейти на страницу:
1 2 3

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.