Особенности налоговой системы в Республике Казахстан

Несовершенство налоговой системы в перечисленных аспектах существовало всегда. Однако уменьшение возможностей финансирования государственных расходов через налоги, а также стремление к более рациональному использованию природных ресурсов сделало необходимость решения этих проблем более настоятельной и неотложной.

Налоговая система Республики Казахстан включает в себя органы налоговой службы, правовые нормы, регулирующие налоговые отношения и налоги в бюджетную систему в виде налогов, сборов и пошлин.

В соответствии с законом под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему.

Возглавляет налоговую систему Государственная налоговая служба РК, которая входит в систему центральных органов государственного управления Казахстана, подчиняется Президенту и Правительству.

Налоговая система включает в свой состав государственную налоговую службу, которая представлена в Казахстане Налоговым комитетом МФ РК, налоговыми комитетами в областях, районах, городах и районах в городах. [21]

Главной задачей Государственной налоговой службы РК является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством. [22]

Налоговая система представляет собой сложную модель, состоящую из различных компонентов. Для того, чтобы определить, насколько эффективно функционирует налоговая система, ее недостатки, проблемы и наметить конкретные предложения, необходимо изучение всех элементов налоговой системы. Налоговая система должна гибкой, т.е. приспосабливаться к конкретным экономическим реалиям, но в то же время стабильной, чтобы позволить предприятиям планировать свою хозяйственно-финансовую деятельность. В период своего становления Республика Казахстан не имела своих законодательных актов по вопросам налогообложения, и в целом налоговая политика также формировалась за ее пределами. Однако, сейчас в связи с введением нового Налогового Кодекса и учитывая тот факт, что экономика вступила в посткризисный период, требуется и соответствующая налоговая система.[23]

Действующие в Республике Казахстан налоги, сборы и другие обязательные платежи поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном Законом Республики Казахстан «О бюджетной системе» Налоги и сборы исчисляются и уплачиваются в тенге, за исключением случаев, когда законодательными актами Республики Казахстан и положениями контрактов на недропользование, заключенных Компетентным органом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан, предусмотрена натуральная форма оплата налогов осуществляется в иностранной валюте в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.[24]

Налоги, действующие на территории Республики Казахстан, подразделяются на прямые и косвенные. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость и акцизы. Другие налоги относятся к прямым налогам.

Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на принципах налогообложения. К принципам налогообложения относятся принципы обязательности, определенности, справедливости налогообложения, единства налоговой системы и гласности налогового законодательства Республики Казахстан.

Существует четыре способа взимания налогов в зависимости от способов учета и оценки объектов обложения: кадастровый, по декларации налогоплательщика, у источника получения дохода, по патенту. [25]

Согласно кадастровому способу учет и взимание налога осуществляются на основе описи объектов обложения с указанием нормы их доходности (земельный, имущественный) без учета фактической доходности.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.