Основные понятия и элементы ценных бумаг

Корпоративные ценные бумаги (акции и облигации) выпускаются корпорациями, компаниями и предприятиями (юридическими лицами) - как правило, акционерными обществами.

Акции.

Первые акционерные общества появились в XVII в., однако активное их развитие приходится на вторую половину XIX в. Создание акционерных обществ привело к выпуску акций, используемых при формировании акционерного капитала, который может быть расширен путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций.

Выпуск акций называется эмиссией, а акционерное общество, выпустившее их, - эмитентом. Покупатели, которые осуществляют вложения в акции с целью получить доход, называются инвесторами.

Акция

- это свидетельство о внесении пая в капитал акционерного общества, дающее право на получение дохода и формальное участие в управлении предприятием.

Акция бессрочна, поскольку она, как правило, не выкупается акционерным обществом (хотя при определенных обстоятельствах это и происходит). Поскольку акции свидетельствуют об участии в капитале акционерного общества, акционеры отвечают по обязательствам этого общества только в размере суммы, вложенной в его акции. Вместе с тем при банкротстве акционерного общества ничто не гарантирует акционерам возврата инвестированных ими в акции средств.

В зависимости от инвестиционных целей и сложившейся в разных странах практики акционерного дела выработано множество разновидностей акций, но все они обладают потребительной, номинальной, эмиссионной и курсовой (рыночной) стоимостью, обратимостью и ликвидностью.

Потребительная стоимость акции заключается в ее способности приносить доход в виде дивиденда и в результате роста курсовой стоимости.

Номинальная (или установленная) стоимость формируется эмитентом при выпуске акций.

Эмиссионная стоимость - стоимость размещения акции на первичном рынке; чаще всего она не совпадает с номинальной, поскольку процесс размещения акций эмитентами осуществляется, как правило, через посредников (инвестиционные и коммерческие банки, брокерские компании), которые скупают акции у эмитента, а затем реализуют их среди инвесторов.

Рыночная стоимость

- цена акции на вторичном рынке ценных бумаг.

Акции крупных процветающих компаний пользуются спросом, и инвесторы приобретают их по цене, которую запрашивает продавец. Компании, финансовое состояние которых нестабильно, могут снизить цену на свои акции.

Существуют разные критерии оценки стоимости акций. Однако инвесторов в первую очередь интересуют перспективы получения прибыли, потенциальные дивиденды и финансовое состояние компании. В США для оценки доходности акций используют коэффициент «цена/прибыль» и норму дивидендного дохода.

Коэффициент «цена/прибыль» (Ц/П) определяет соотношение между ценой на акцию и прибылью компании в расчете на одну акцию. Его рассчитывают путем деления цены акции на сумму прибыли на нее.

Норма дивидендного дохода акции, или ее доходность, выражает годовую отдачу (%), которую приносит дивиденд инвестору. Этот показатель рассчитывается делением годовой суммы денежного дивиденда, приходящегося на одну акцию, на ее цену. Как показывает практика, высокие коэффициент Ц/П и норма дивидендного дохода свидетельствуют о повышенном риске для инвестора. Инвестору следует знать, какая часть прибыли выплачивается акционерам в виде дивиденда, какая реинвестируется в предприятие в целях его расширения и можно ли ожидать повышения или снижения нормы дивидендного дохода.

Перейти на страницу:
1 2

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.