Экономическая сущность предприятий малого бизнеса

Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственным производителем, так и потребителем товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства представляет самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Управление малым предприятием существенно отличается от управления крупной корпорацией. Кроме существования отличия в количестве сотрудников, занятых в работе компаний, имеется целый ряд особенностей финансов малого бизнеса.

Одной из основных проблем малого бизнеса является привлечение инвестиций для организации предприятия или увеличения основных фондов. Частный предприниматель может использовать для этой цели собственные денежные средства, средства внешнего инвестора или получить банковский кредит. Как правило, малому предприятию необходим небольшой кредит для развития бизнеса, но большинство банков предпочитают работать с крупными компаниями, а не с малым бизнесом. Одной из причин позиции банков является «непрозрачность» малого бизнеса, работающего в нашей стране [3, с. 72].

Кроме того, особенности финансов малого бизнеса заключаются и в том, что малое предприятие не имеет возможности выпуска ценных бумаг, которые могли бы привлечь денежные средства частных и корпоративных инвесторов.

Важной особенностью финансов малого бизнеса является небольшой объём денежных средств, которые можно использовать для развития компании. Как правило, владелец малого предприятия должен принимать решения о расходовании финансов в сжатые сроки, имея очень малый финансовый ресурс. Любое неверное решение моде привести к краху компании.

Финансовая отчетность, которая предоставляется малым предприятием в государственные органы, также отличается от финансовой отчетности крупных предприятий. Многие малые предприятия имеют право на упрощенный режим налогообложения, что позволяет сдавать меньшее число документов в налоговые органы и существенно упростить расчёт налогов.

Большинство малых предприятий, работающих в нашей стране, не могут рассчитывать на долговременные инвестиции, что также является особенностью финансов малого бизнеса. Многие малые предприятия ориентированы на сезонную работу, поэтому частные предприниматели в большей степени волнуются о том, как «протянуть» до следующего сезона, а не о том, как приобрести новое оборудование или внедрить более передовые технологии.

Жизненный цикл малого бизнеса - это жизненный цикл товара, составляющего предмет деятельности предприятия. Это незатейливое определение относится к предприятиям, специально создаваемым под какие-либо новые для рынка продукты или услуги, но оно хорошо ложится и на реалии уже достаточно давно работающих предприятий, решающихся на инновационную деятельность [3, с. 74].

Задача малой фирмы с ориентацией на расширение - осуществлять его наиболее эффективным способом. Компании подобного рода сталкиваются с необходимостью принятия стратегических решений в самых различных областях: маркетинг, новые товары, производство и множество других, в числе которых проблема финансирования - одна из самых важных. В большей части малых фирм с ориентацией на расширение, специализирующихся в области высоких технологий, прирост активов обгоняет рост нераспределенной прибыли. Хотя эти компании обычно не выплачивают дивиденды, средства, помещенные в дебиторскую задолженность, запасы, основные фонды, в процентном выражении обычно больше, чем размер нераспределенной прибыли. Иногда проблема становится менее острой, если осуществлять аренду зданий и оборудования, а также более интенсивно использовать рабочую силу, а не капитал. Но даже с учетом этих мер дебиторская задолженность и запасы продолжают расти.

Если рост активов превышает рост нераспределенной прибыли, задолженность должна покрывать эту разницу. Эта задолженность может принимать форму банковского кредита или увеличения степени использования кредиторской задолженности по расчетам. Поскольку фирма небольшая, даже пусть и растущая, открытая эмиссия обыкновенных облигаций не рассматривается, т. е. фирма ограничена в выборе источников финансирования. Несбалансированный рост, увеличение долговых показателей, в конце концов, порождают вопросы у кредиторов, поэтому становится необходимо или увеличить собственный капитал, или ограничить темпы роста фирмы. Собственный капитал зачастую предоставляют собственники венчурного капитала.

Перейти на страницу:
1 2

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.