Организация налогового контроля в прибалтийских странах

Службы государственных доходов и другие органы, администрирующие уплату налогов в бюджеты Прибалтийских стран, имеют на основании законов о налогах и пошлинах широкие полномочия. Главные из них - это:

) право осуществлять контроль, за уплатой налогов на предприятии и по результатам этого контроля - дополнительно начислять налоги со штрафом или уменьшать платежи налогов (в случае их переплаты). Налоговая администрация в осуществлении этих действий ограничена сроком 3 года после установленного срока уплаты налогов

) право определять размер налогов не только на основании учетных и отчетных данных налогоплательщика, но и на основании специальных экспертных расчетов - так называемых косвенных методов расчета доходов, других объектов налогообложения и расчета на этой базе;

) право предоставлять отсрочку по уплате налогов до 3-х месяцев и в некоторых случаях - до 1 года, а также право капитализировать (переводить в основной капитал и становиться совладельцем предприятия) налоговые долги;

) право погашать задолженности по налогам, а также суммы штрафов, суммы увеличения основного долга и пени. Это право налоговая администрация имеет только в крайних случаях, например, - в случае банкротства юридического лица или смерти физического лица, не имеющего наследников, способных оплатить долги по налогам;

) право взыскивать в бесспорном порядке суммы налогов, штрафов и пени путем списания денег с банковских счетов налогоплательщика и путем изъятия наличных денег из его кассы. С 1 января 2010 года службы государственных доходов имеет право налагать арест на имущество должника до принятия решения по результатам контроля (проверки, ревизии).

) право досрочно (до наступления установленного законом срока) начислять налоги и принимать меры по обеспечению их уплаты в бюджет, если есть доказательства, что налогоплательщик намерен прекратить свою деятельность на территории прибалтийских стран;

) право приостанавливать на срок до 10 дней деятельность налогоплательщика, нарушающего нормативные акты или на более длительный срок;

) право рассчитывать величину облагаемого налогами объекта расчетным путем, применяя косвенные методы расчета: метод наблюдения, метод прироста капитала, метод аналога и другие. Кроме того, с 1 июля 2003 года установлено, что все налоги в сделках мены, зачета, экспорта и импорта, а также в сделках между связанными лицами должны рассчитываться, исходя из рыночной стоимости сделки.

) право по просьбе налогоплательщика заключать с ним так называемый согласительный договор, в соответствии с которым налогоплательщик должен по итогам аудита уплатить в бюджет только сумму основного долга и половину начисленной пени. Остальное ему государство прощает, если он не начинает процедуру обжалования решения налоговых служб.

Порядок и процедуры взимания налогов, за исключением взносов социального страхования и пошлин, регламентирует Закон Литовской Республики об администрировании налогов. В соответствии с этим законом, с предприятий, допускающих нарушения установленных правил, взимаются значительные штрафы - до 10 % от годового оборота, но не менее 20 000 литов [10, 123].

Основными органами, осуществляющими контроль за поступлением налогов, являются государственные и региональные налоговые инспекции, таможенный департамент и фонд социального страхования. Для ужесточения контроля налогов в 1997 году была создана налоговая полиция. Однако до настоящего времени применяемые в Литве меры по совершенствованию контроля за поступлением налогов не дают ожидаемых результатов.

Литвой подписаны и уже вступили в действие соглашения с Белоруссией, Чехией, Данией, Эстонией, Китаем, Латвией, Польшей, Норвегией, Финляндией и Швецией об избежании двойного налогообложения. Сеймом ратифицировано такое соглашение с Россией, которое вступит в силу после его ратификации Думой и др. Когда внутренние законы о налогах Литвы противоречат положениям этих документов, применяются международные и двусторонние соглашения. При их отсутствии Литва, как правило, в одностороннем порядке освобождает часть доходов от подоходного налога, уплаченного в зарубежном государстве.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.