Оценка инвестиционной привлекательности отдельных отраслей (подотраслей) экономики осуществляется по следующим основным элементам.

Каждый из перечисленных элементов , которые рассматриваются как синтетические (агрегированные ) результаты проведения оценки , включает в себя конкретные аналитические оценочные показатели , рас чет которых основывается на соответствующих статистических данных и экспертных оценках.

Основные элементы оценки инвестиционной привлекательности отраслей экономики: 1. Оценка уровня перспективности развития отрасли, 2. Оценка среднеотраслевой рентабельности деятельности предприятия, 3. Оценка отраслевых инвестиционных рисков.

. Уровень перспективности развития отрасли оценивается на основе следующих основных показателей и характеристик:

) значимость отрасли в экономике страны.

) устойчивость отрасли к экономическому спаду.

) социальная значимость отрасли.

) степень государственной поддержки развития отрасли.

) стадия жизненного цикла отрасли.

. Уровень среднеотраслевой рентабельности деятельности предприятий отрасли оценивается на основе следующих коэффициентов:

) коэффициент рентабельности активов;

) коэффициент рентабельности собственного капитала;

) коэффициент рентабельности реализации продукции;

)коэффициент рентабельности текущих затрат.

Учитывая высокую вариабельность значений этих показателей в динамике ,вызванную нестабильностью экономических условий развития предприятий на современном этапе , эти показатели рассчитываются и изучаются за ряд последних лет.

1. Уровень отраслевых инвестиционных рисков оценивается на основе следующих показателей:

1) коэффициент вариации среднеотраслевого показателя рентабельности собственного капитала по отдельным годам анализируемого периода.

) коэффициент вариации показателей рентабельности в разрезе отдельных предприятий отрасли.

) уровень конкуренции в отрасли.

) уровень инфляционной устойчивости цен на продукцию отрасли.

) уровень социальной напряженности в отрасли.

На основе оценки трех перечисленных элементов ( синтетических оценочных характеристик ) и их ранговой значимости в общей характеристике инвестиционной привлекательности рассчитываются интегральные показатели уровня инвестиционной привлекательности отдельных отраслей экономике.

На первом этапе расчетов рассчитывается ранговая значимость отраслей по каждому элементу их оценки. В процессе такой оценки все аналитические показатели, используемые для характеристики отдельных элементов инвестиционной привлекательности отраслей, рассматриваются как равнозначимые ( при необходимости значимость каждого из аналитических показателей может быть дифференцирована на основе экспертной оценки). Ранговая значимость оценки определяется как средняя ранговая ее значимость по всем входящим в данный элемент аналитическим показателям.

На втором этапе расчетов на основе ранговой значимости отрасли по каждому элементу рассчитывается интегральный ранговый оценки их инвестиционной привлекательности.

Учитывая, что отдельные элементы оценки играют разную роль а принятии инвестиционных решений , их значимость дифференцируется экспертным путем. В процессе проводимой автором оценки инвестиционной привлекательности отдельных отраслей экономики экспертным путем ( на основе опроса инвестиционных менеджеров ряда инвестиционных компаний) установлена следующая значимость отдельных элементов при расчете интегрального рангового показателя:

. уровень перспективности развития отрасли - 20 %;

. уровень среднеотраслевой рентабельности деятельности предприятий отрасли - 65 %;

. уровень отраслевых инвестиционных рисков - 15 %.

Естественно, приведенная значимость отдельных элементов оценки в определенной мере носит субъективный характер , так как зависит от состава и квалификации экспертов, периода проведения экспертного опроса и других факторов. В связи с этим , при проведении оценки инвестиционной привлекательности отраслей экономики в имеющихся экономических условиях приведенная значимость отдельных элементов требует уточнения.

Перейти на страницу:
1 2 3

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.