Макроэкономическая ситуация в стране

*Оценка Минэкономразвития России.

В начале года наблюдалось традиционное ускорение роста потребительских цен. В январе 2009 г. прирост потребительских цен составил 2,4%, в феврале - 1,7% против 2,3% и 1,2% год назад. Таким образом, после непродолжительного периода снижения темпов прироста (с 15,0% в августе до 13,3% в декабре прошлого года) инфляция в годовом выражении вновь начала расти, и составила в январе 13,4%, а в феврале - 13,9%.

За два месяца текущего года темпы роста тарифов на услуги (7,8%), существенно превысили значения, наблюдавшиеся на протяжении последних нескольких лет, что негативно отразилось на динамике ИПЦ. Основной вклад в рост тарифов внесло повышение регулируемых тарифов на услуги, оказываемые населению организациями ЖКХ - 17,7% за два месяц (год назад - 13,6%), превышающие показатели за последние четыре года. Такая ситуация связана исключительно с прекращением установления предельных параметров их роста на федеральном уровне, введенное с 2006 г. Учитывая, что повышение оптовых цен на газ для всех категорий потребителей в текущем году будет проходить ежеквартально, рост тарифов на услуги ЖКХ в течение года продолжится в более высоких размерах, чем в предшествующие годы.

Диаграмма 12.1.2 Динамика потребительских цен, обменного курса рубля и доходов населения

Диаграмма 12.1.3 Вклад в инфляцию отдельных групп товаров и услуг

Базовая инфляция (БИПЦ), рассчитанная без учета влияния на динамику цен опережающего роста регулируемых государством тарифов на платные услуги населению и резких колебаний цен на плодоовощную продукцию и бензин, в начале года увеличился - в январе до 1,3%, в феврале - до 1,6% против 1,1% и 0,8% в ноябре и декабре прошлого года (в январе-феврале прошлого года базовая инфляция также была ниже - 1,1% и 1,0%). Ускорение базовой инфляции объясняется резким удорожанием отдельных групп товаров, которое, однако, носило очаговый характер.

Диаграмма 12.1.4 Динамика БИПЦ за 2008 - февраль 2009 года

На продовольственные товары в январе цены выросли на 1,4%, в феврале - на 1,9%, а в целом за два месяца - на 3,3%, что ниже, чем год назад. Замедление связано с относительно низкой динамикой цен на плодоовощную продукцию - 9,8% за два месяца (13,9% - год назад).

Без учета цен на плодоовощную продукцию на продовольственные товары прирост цен повысился до 2,6% (2,2% за предшествующие два месяца) в связи с ростом стоимости импорта из-за ослабления курса рубля. Однако удорожание продовольствия очень плавное и обусловлено начавшимися поставками в продажу импортозависимых товаров. Умеренный рост цен на продовольствие, наблюдаемый с ноября 2008 года, напрямую связан с падением платежеспособного спроса. Ритейлеры стали сдерживать цены с целью ускорения денежного оборота в ответ на дефицит кредитных средств. Также потребительские настроения населения ухудшились в связи с сокращением денежных доходов - с сентября 2008 г. наблюдается устойчивое замедление динамики розничного товарооборота продовольственных товаров.

Сдерживанию роста цен на продукты способствует снижение мировых цен на продовольственные товары (растительное и сливочное масло, молоко, сыр, мясо, рыба, кофе, чай, какао-бобы и др.) и на отечественные сельскохозяйственные товары.

Вместе с тем, наблюдается ускоренный рост цен на отдельные импортозависимые товары. В частности, ввиду крайне высокой доли импорта на рынке, включая затраты на производство товаров, за два месяца значительно подорожали фрукты - на 11,6%, чай и кофе - на 5,8% замороженная рыба - на 3,4-7,5%, рис - на 4,1% и др.

В тоже время, на социально значимые продукты динамика цен пока умеренная, чему способствует снижение долларовых цен на аналогичные импортные товары. В частности на отдельных товарных рынках цены изменялись следующим образом

Источник: Министерство экономического развития и торговли РФ <http://www.economy.gov.ru>

Источник: Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации «О текущей ситуации в экономике Российской Федерации по итогам I квартала 2009 года»; «Уточненный прогноз основных показателей социально-экономического развития Российской Федерации до 2010 года».

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.