Методы анализа и оценки стоимости акций

Акции имеют следующие виды стоимости:

· Номинальная стоимость - это стоимость акции, обозначенная на ее лицевой стороне, определяется путем деления суммы уставного капитала на количество выпущенных акций.

· Эмиссионная стоимость - это стоимость первичного размещения акций, которая может отличаться от номинальной как в меньшую, так и в большую сторону.

· Балансовая стоимость представляет собой метод измерения акционерного капитала компании, она является показателем бухгалтерского учета, который широко используется при изучении финансовой деятельности компании и оценке акций.

· Ликвидационная стоимость - это сумма активов компании, оставшаяся бы в случае реализации или аукционной продажи активов и погашения за счет полученных средств обязательств и выплат по привилегированным акциям.

· Инвестиционная стоимость - это стоимость, по которой, с точки зрения инвестора, должна продаваться ценная бумага на фондовом рынке в соответствии с ее характеристиками.

· Рыночная стоимость - цена реализации акций на фондовой бирже, которая зависит от соотношения спроса и предложения, которое определяется размером получаемого по акциям дивиденда, темпами изменения капитального прироста стоимости акций, биржевой конъюнктурой, общим состоянием рынка ценных бумаг и т.д.[26]

В процессе оценки часто требуется определение рыночной стоимости не всего предприятия, не всех 100% акций, а лишь конкретного пакета.

К факторам, влияющим на стоимость пакета акций можно отнести:

1. Размер пакета (контрольный, неконтрольный, блокирующий).

. Степень ликвидности акций.

. Тип акционерного общества.

. Наличие привилегированных акций.

. Распределение акций между другими акционерами.

. Отраслевые различия.

. Приобретение крупными компаниями вертикально интегрированных компаний.

. Страновые различия.

В оценке бизнеса чаще всего выделяют следующие виды премий и скидок:

Премии(за контрольный пакет акций)

Скидки(за неконтрольный характер пакета; за низкую ликвидность)

По мнению Ш. Пратта целью их применения является необходимость корректировки базовой стоимости, которая будет отражать различия между характерными особенностями оцениваемого пакета и группы компаний, на основе которой были проведены расчеты ориентировочной стоимости. Ввиду отсутствия в России статистики сделок с акциями, данные по размерам премий и скидок рассчитываются эмпирическим путем. Размер скидки на неконтрольный характер определяется по данным мирового фондового рынка в размере 20-25% от стоимости контрольного пакета, а соответственно премии за контроль 30-40% от стоимости неконтрольного пакета. Кроме того, размер скидки может быть определен в зависимости от размера оцениваемого пакета акций по Постановлению Правительства № 369 от 31.05.2002 г. "Об утверждении правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества"

Важным является то, от какой базы определяется та или иная величина премии или скидки. Поэтому премии и скидки разделяются на применяемые на уровне компании (все скидки, кроме скидок на неконтрольный характер и низкую ликвидность) и применяемые на уровне акционера (премия за контроль и скидки на неконтрольный характер и низкую ликвидность)[19].

Скидка за неконтрольный характер пакета, является производной от премии за контроль:

где П- премия за контроль.

При формировании скидки за недостаточную ликвидность необходимо учитывать:

. Величину дивидендов и возможность их выплаты.

. Возможность свободной продажи акций компании или самой компании.

. Наличие ограничений на операции с акциями компании[19].

Способы определения скидки на недостаточную ликвидность:

.Мультипликатор цена/прибыль для закрытой компании сравнивается с таким же показателем для свободно обращающихся сопоставимых акций.

.Оценивается стоимость (затраты) на регистрацию акций и брокерских комиссионных, взимаемых за продвижение акций компании на фондовый рынок. Берутся данные расходов в процентном соотношении к стоимости выпускаемой акции[19].

Исходя из особенностей долговых ценных бумаг как объекта оценки, оценку стоимости осуществляют с позиций доходного подхода. Во главу угла ставится доход как основной фактор, определяющий величину стоимости объекта. Чем больше доход, приносимый объектом оценки, тем больше величина его рыночной стоимости при прочих равных условиях. При этом имеют значение основные факторы, определяющие целесообразность использования того или иного метода:

Метод капитализации доходов

1. Будущие доходы будут равны текущим, или же темпы роста будут умеренными и предсказуемыми.

. Доходы являются достаточно значительными положительными величинами, иначе говоря, бизнес будет стабильно существовать.

Метод дисконтированных денежных потоков

Перейти на страницу:
1 2

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.