Анализ структуру и динамики денежной массы и денежной базы за период 2006-2010 г

На динамику денежного агрегата М0 существенное влияние оказывал спрос населения на наличную иностранную валюту. В целом за 2009 г. нетто-продажи банками наличной иностранной валюты (долларов США и евро) физическим лицам равнялись 14,9 млрд. долл. США, что значительно меньше, чем за 2008 г. (47,5 млрд. долл. США).

Низкая динамика денежной массы связана главным образом с двумя обстоятельствами. Во-первых, стал замедляться внешний спрос на продукцию добывающих отраслей. Во-вторых, в течение всего 2009 года работала масса государственных программ, направленных на поддержку самых разнообразных секторов экономики, а также потребительского спроса. Сейчас эти программы постепенно прекращают свое действие, тем более что эффект достигнут: экономика заработала. Производство демонстрирует рост практически по всем видам деятельности, постепенно начали увеличиваться инвестиции и потребление.

При этом важно отметить, что в течение всего 2009 года, большую часть которого темпы экономического развития были отрицательными, денежная масса, благодаря перечисленным выше факторам продолжала увеличиваться.

В первом полугодии 2010 г. на фоне восстановления экономической активности и усиления платежного баланса состояние денежной сферы характеризовалось укреплением рубля, увеличением спроса на национальную валюту, ростом банковских резервов и снижением процентных ставок.

Определенное влияние на динамику наличных денег оказывал спрос населения на иностранную валюту.

Денежный агрегат М2 за 2010 г. увеличился на 22,2%. Темп прироста денежной массы в национальном определении на 1.01.2011 по сравнению с 1.01.2010 составил 28,5%, в то время как на 1.01.2010 по сравнению с 1.01.2009 он составлял 16,3%

Денежная база в широком определении за 2010 г. выросла на 26,6%. В структуре денежной базы в широком определении доля наличных денег уменьшилась с 71,5% на 1.01.2010 до 70,6% на 1.01.2011, средств кредитных организаций на корреспондентских счетах - с 13,9 до 12,2%, на депозитных счетах - с 7,9 до 7,7% соответственно. Удельный вес средств кредитных организаций на счетах обязательных резервов остался практически на прежнем уровне ( 2,34% и 2,3% соответственно), в облигациях Банка России увеличился с 4,4% до 7,2%.

Одним из основных обстоятельств, обусловливающих восстановление кредитной активности в 2010г, являются низкие процентные ставки и высокий уровень ликвидности, сформировавшиеся на денежном рынке, в том числе и за счет действий Банка России. Кроме того, продолжающийся рост депозитной базы банков, увеличивающий пассивную часть их баланса, влечет за собой соответствующий рост банковских активов. В то же время по мере восстановления совокупного спроса происходит и постепенное оживление кредитной активности.

В последние годы усилилось влияние банковских кредитов реальному сектору российской экономики на рост денежной массы. Наиболее быстрыми темпами увеличивались кредиты населению. Наблюдается перераспределение источников нарастания денежной массы в пользу ее депозитарного расширения по сравнению с ростом агрегата М1. Также опережающий рост долгосрочных депозитов может косвенно свидетельствовать о нарастании склонности к сбережению.

Уменьшение доли наличных денег в структуре денежной массы говорит об относительном ослаблении инфляционного давления со стороны совокупного спроса. С другой стороны, увеличение депозитарной части денежной массы говорит о расширении возможностей банков создания «новых денег». В формировании денежного предложения повысилось значение банковских кредитов нефинансовых организаций и населению.

Заключение

Анализ структуры и динамики денежной массы имеет важное значение при выработке центральными банками ориентиров кредитно-денежной политики. Банк России ежегодно при формировании основных направлений денежно-кредитной политики устанавливает целевой ориентир для роста денежного агрегата М2.

Перейти на страницу:
1 2 3 4

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.