Формирование и распределение прибыли на предприятии

Прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самой организации и государства в целом. Общий объем прибыли предприятия представляет собой валовую прибыль. На величину валовой прибыли влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности.

Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда.

К факторам, не зависящим от деятельности организаций, относятся изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции и др.

В связи с тем, что подавляющую часть валовой прибыли (95-97%) предприятия получают от продажи товарной продукции (работ, услуг), этой части прибыли должно быть уделено главное внимание. Отмеченные выше факторы, зависящие и не зависящие от деятельности предприятия, воздействуют главным образом на прибыль от продажи продукции (работ, услуг). Эти факторы подлежат детальному изучению и анализу.

Схема формирования основных показателей прибыли, используемых при обосновании финансовых решений, приведена на рис. 3. [7, ]

Маржинальная прибыль рассчитывается по данным управленческого учета:

МП = В-Рпер (1)

где В - выручка (нетто) от продажи продукции; Рпер - переменные расходы, определяемые по данным управленческого учета. [7, ]

Рис. 3. Общая схема формирования прибыли

Прибыль от основной деятельности до вычета процентов, налога и амортизации (гросс-операционная):

Пда = В- МЗ - ЗОТ - ОСН - Зпр + ФРпр=Ппр+А + ФРпр (2)

где МЗ - материальные затраты; ЗОТ - затраты на оплату труда; ОСН - отчисления на социальные нужды; Зпр - прочие затраты; ФРпр - прочий финансовый результат, не включающий проценты к уплате. [7, ]

Прибыль до выплаты процентов и налога (операционная):

По=В-МЗ-ЗОТ-А-Зпр +ФРпр=Ппр + ФРпр = Пда - А (3)

где Ппр - прибыль от продаж; А - амортизация.

Чистая операционная прибыль:

Пчо=По(1-tp) (4)

где tp - расчетная ставка налога на прибыль, определяемая как отношение текущего налога на прибыль и отложенных налогов к прибыли до налогообложения.

Экономическая прибыль:

Пэ=ПчскКс (5)

где Пч - чистая прибыль; ск - рыночная стоимость собственного капитала; Кс - собственный капитал. [7, ]

Для определения характера и источников получаемых организацией финансовых результатов, т.е. оценки того, являются ли они результатом основной деятельности и, следовательно, характеризуются относительной устойчивостью или же организация зарабатывает случайными (прочими) операциями, проводится оценка структуры доходов, расходов и прибыли и определяется удельный вес прибыли от продаж и прочего финансового результата в прибыли до налогообложения. Эти расчеты позволяют оценить качество прибыли посредством следующих показателей.

. Структура прибыли. Значительный удельный вес прочего финансового результата в прибыли до налогообложения свидетельствует

о низком качестве прибыли, сформированной за счет случайных источников и поэтому имеющей неустойчивый характер.

2. Устойчивость прибыли. Чем устойчивее прибыль и меньше ее колебания, тем выше ее качество и меньше вероятность того, что в будущем прибыль может существенно уменьшиться. Амплитуда колебаний прибыли зависит от ряда факторов, в частности от операционного и финансового рычага, контролируемости расходов.

3. Учетная политика. Положения учетной политики, уменьшающие прибыль, повышают ее качество

Для оценки эффективности деятельности организации рассчитываются показатели рентабельности и оборачиваемости. Уровень рентабельности оценивается с помощью следующих показателей:

• рентабельности продаж (маржа), назначение которой - оценивать эффективность управления расходами;

• рентабельности активов, по которой можно судить об эффективности управления активами;

• рентабельности инвестированного капитала, характеризующей потенциальную способность бизнеса создавать стоимость [7, ]

Под распределением прибыли понимается порядок ее направления, определяемый законодательством. Конкретные формы и методы использования прибыли постоянно видоизменяются и развиваются с ростом общественного производства и с изменением задач, стоящих перед экономикой. Каждый этап во взаимоотношениях между бюджетом и предприятием по поводу использования прибыли порождает новые формы и методы этого использования [10, 354].

Перейти на страницу:
1 2 3

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.