Метод «добавленной экономической ценности» EVA

Авторство модели «добавленной экономической ценности» (Economic Value Added - EVA) обычно приписывают американскому предпринимателю Дж. Беннету Стюарту. Впервые мировому бизнесу она была представлена в 1990 г. как результат деятельности консалтинговой компании Stern Stewart & Co, основанной Дж. Беннетом Стюартом в 1980-х гг. И владеющей зарегистрированной маркой EVA.

Модель «Добавленной экономической ценности» одновременно является инструментом:

оценки бизнеса (оценки рыночной стоимости закрытой компании) и

управления стоимостью любой компании

Она и содержит в себе подход к оценке компании, и отчетливо выделяет некоторые важнейшие так называемые Value Drivers, то есть показатели :

которые в наибольшей мере влияют на рыночную капитализацию компании или на ее потенциал и

которыми можно в бизнес-планировании варьировать с целью повлиять на стоимость компании.

В определенной степени революционность данной модели состоит в двух моментах.

Во-первых, оценку компании рассматривают здесь как сумму :

того, чего стоит имущество компании (для оценки собственного капитала компании - за вычетом стоимости ее долго), если его продавать, и

тех чистых доходов, которые может дать (с учетом, конечно, факторов времени и рисков). Коммерческое использование данного имущества (возможно, с учетом довложений в его обновление) в будущем, если его не продавать.

На первый взгляд это - исключающие друг друга альтернативы и их ценность для инвесторов нельзя суммировать. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что не все так просто.

В самом деле, если рассматривать справедливую (обоснованную) рыночную стоимость бизнеса как потенциал его рыночной цены при размещении акций оцениваемой закрытой компании на фондовом рынке, то надо признать, что:

указанная цена будет тем больше, чем станет больше спрос на акции компании;

в свою же очередь, спрос на акции любой компании всегда определяется позицией двух групп их потенциальных покупателей; одна из их групп ориентируется на стоимость имущества компании и чистых доходов от его возможной продажи, а другая - на ожидание чистых доходов от продолжения использования упомянутого имущества в действующем предприятии;

суммарный спрос на акции компании будет тем более высоким, чем одновременно больше окажется и рыночная стоимость имущества компании, и текущая стоимость (текущий эквивалент) чистых доходов (денежных потоков) от их использования на действующем предприятии;

следовательно, и потенциальная цена акций компании сложится из той ее составляющей, которая обуславливается ожиданиями чистых доходов от ценных активов компании, и из составляющей, зависящей от ожиданий чистых доходов от продолжения использования указанных активов для выпуска и продаж профильной продукции компании.

Во-вторых, дополнительной особенностью модели EVA является то, что учитываемые в этих моделях чистые доходы от продолжения использования указанных активов для выпуска и продаж продукции компании уменьшаются на некоторые суммы прибыли (на «нагрузку на используемый капитал», «Capital Charge» ), которые все равно надо было бы зарабатывать для того, чтобы оправдать стоимость вложенного (или планируемого для вложения) в имущество компании капитала (по его сегодняшней стоимости). Поэтому в этой модели одновременно вводится понятие «Экономической» прибыли (учитываются лишь ожидаемые «экономические» чистые доходы).

Таким образом, модель EVA предполагает, что следует отдельно учитывать как несовпадающие по своей финансовой природе два фактора:

Перейти на страницу:
1 2

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.