Состав, понятие и структура активов предприятия

Активы предприятия являются одной из важнейших категорий финансового менеджмента, теоретические аспекты которых комплексно не исследованы ещё в работах экономистов с достаточной глубиной.

Активы представляют собой экономические ресурсы предприятия в различных их видах, используемые в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Они формируются для конкретных целей осуществления этой деятельности в соответствии с миссией и стратегией экономического развития предприятия и в форме совокупных имущественных ценностей характеризуют основу его экономического потенциала. Как целенаправленно формируемая совокупность экономических ресурсов в виде определенного комплекса имущественных ценностей предприятия активы призваны соответствовать функциональной направленности и объемам его хозяйственной деятельности. Только в таком соответствии они представляют для предприятия определенную ценность как его экономические ресурсы, предназначенные для использования в предстоящем периоде. Предметная сущность активов как экономических ресурсов проявляется, прежде всего, в сфере экономических отношений, а более конкретно - в экономической сфере деятельности предприятия [11. C.13].

Активы динамичны по своей природе. В процессе функционирования организации, как величина активов, так и их структура претерпевают постоянные изменения.

Получаемые из различных источников финансовые ресурсы используются для приобретения основных средств, их ремонта, пополнения производственных запасов. Один из важнейших признаков устойчивости финансового положения организации - правильность вложения финансовых средств в активы (рисунок 1) [8. С. 48].

Рис. 1. Состав активов предприятий и организаций [8]

Из рисунка 1, видно, что активы предприятия состоят из двух разделов, в том числе внеоборотные активы и оборотные активы.

Активы отражают в стоимостном денежном выражении все имеющие у хозяйствующего субъекта материальные и нематериальные (интеллектуальные способности) и денежные ценности и инвестирования. Пассивы отражают источники образования средств, их назначение, принадлежность и обязательства по платежам (собственные, приравненные к собственным, займы и прочие источники).

Заметим, что активы в российской практике учета и менеджмента располагаются в последовательности нарастания ликвидности вложений (по принадлежности), а пассивы - по срочности вовлечения в оборот. Именно такой смысл и группировка статей активов и пассивов заключены в бухгалтерском балансе предприятия любой страны (таблица 1).

Таблица 1. Типовая классификация активов и пассивов предприятия в отчетности [13]

Актив

Пассив

1. Долгосрочные активы: - материальные; - нематериальные.

1. Собственный капитал: - вложенный капитал; - прибыль.

2. Долгосрочные финансовые вложения.

2. Заемный капитал: - долгосрочный кредиты; облигации; - краткосрочные обязательства по расчетам (заработной плате, налогам, процентам и прочие), - задолженность по поставщикам; - краткосрочные кредиты.

3. Оборотные активы: - производственные запасы; - дебиторская задолженность; - краткосрочные финансовые вложения; - денежные средства.

В форме бухгалтерского баланса российского предприятия группировки активов и пассивов несколько иные, хотя и не нарушают вышеприведенную схему. Остановимся на таких понятиях как текущие активы, чистые активы, финансовые рычаги и эффект финансового рычага.

Перейти на страницу:
1 2 3

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.