Денежные агрегаты

Расположив компоненты денежной массы по степени убывания ликвидности (способности выступать в качестве платежного средства), можно выделить несколько денежных агрегатов - показателей денежной массы. Наиболее ликвидным денежным агрегатом является агрегат М-0, который включает в себя наличные деньги в обращении.

Аналогичным по ликвидности денежным агрегатом является агрегат М-1, который объединяет наличные деньги и деньги на текущих счетах (счетах до востребования), которые могут обслуживаться с помощью чеков. Чек представляет собой ценную бумагу, содержащую приказ владельца счета в кредитном учреждении о выплате держателю чека по его предъявлении указанной в нем суммы. Агрегат М-1 называют «деньгами в узком смысле слова» или «деньгами для сделок». Депозиты на текущих счетах выполняют все функции денег и могут быть легко превращены в наличные.

Менее ликвидным денежным агрегатом является агрегат М-2. Это «деньги в широком смысле слова», которые включают в себя все компоненты агрегата М-1 плюс деньги на срочных и сберегательных счетах коммерческих банков, депозиты в специализированных финансовых институтах. Владельцы срочных счетов получают более высокий процент по сравнению с владельцами текущих вкладов, но они не могут изъять эти вклады ранее определенного условием вклада срока. Поэтому денежные средства на срочных и сберегательных счетах нельзя непосредственно использовать как покупательное и платежное средство, хотя потенциально они могут быть использованы для расчетов. В совокупности денежные агрегаты М-1 и М-2 образуют деньги в широком смысле слова.

В РФ используются также денежный агрегат М2Х - "широкие деньги", который равен сумме М2 и всей сумме местных депозитов в иностранной валюте.

Еще менее ликвидным денежным агрегатом является агрегат М-3, который образуется путем добавления к агрегату М-2 депозитных сертификатов банков, облигаций государственного займа, других ценных бумаг государства и коммерческих банков.

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей компании на рынке.